Ситуация. Встречная проверка выявила занижение общего количества вывозимых на захоронение отходов производства
Организация сдает офисные помещения в аренду. В результате деятельности арендаторов образуются отходы (см. таблицу):
По договору аренды отходы с указанным кодом, образующиеся у арендаторов, принимает в собственность арендодатель и передает на захоронение. Арендодатель в отношении таких отходов заключил договоры:
– на их вывоз – с транспортной организацией по перевозке отходов производства (далее – перевозчик отходов) без передачи права собственности на вывозимые отходы |*|;
* Информация о том, как при офисной деятельности надо вести учет отходов производства
– на их захоронение – с организацией, эксплуатирующей полигон, на который отходы вывозятся для захоронения.
Расчетный годовой объем захоронения отходов с кодом 9120400 составляет 48 т.
Встречная налоговая проверка (основная была у организации, эксплуатирующей полигон) установила, что организация-арендодатель неправомерно пользуется льготой по экологическому налогу за захоронение отходов производства с кодом 9120400.
Данное нарушение проверяющие зафиксировали в акте проверки.
Правомерны ли действия налогового органа?
Действия налогового органа правомерны. Рассмотрим их подробнее.
Суть льготы
Общее правило: экологическим налогом за захоронение отходов производства облагаются все отходы производства, направленные на захоронение (подп. 1.3 п. 1 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).
Исключение: отходы с кодом 9120400 (отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения) не облагаются налогом при общем годовом объеме захоронения всех отходов организации 50 т и менее (п. 2 ст. 205 НК).
Как налоговики установили нарушение?
Налоговый орган при проверке организации, эксплуатирующей полигон, в частности:
1) проанализировал правильность оформления документов, в т.ч.:
– договоров на захоронение отходов;
– актов оказанных услуг по захоронению отходов;
2) затем произвел несколько встречных проверок на факт проведения отдельных хозяйственных операций и их соответствия показателям, указанным в вышеперечисленных документах.
Под такую проверку попали в т.ч. организация-арендодатель и перевозчик отходов.
При проверке установлено несоответствие между документами арендодателя и перевозчика отходов, выразившееся в большем количестве рейсов по вывозу отходов с кодом 9120400 у перевозчика и соответственно занижении арендодателем количества вывозимых на захоронение отходов.
Проверяющие, используя полученные от перевозчика данные о количестве рейсов транспорта, установили расчетным путем фактическое количество отходов с кодами 9120400, направленное арендодателем на захоронение. Оно составило 51,5 т (в договоре захоронения отходов с организацией, эксплуатирующей полигон, заявлено 48 т).
При таких условиях организация не имеет права на льготу и обязана с отчетного периода превышения льготного порога уплатить экологический налог за захоронение отходов производства.
При выявлении нарушений норм налогового законодательства проверяющие обязаны составить акт проверки, что они и сделали.
В отношении указанного налога есть особенность: сумму налога к уплате рассчитывает не налоговый орган, а организация, эксплуатирующая полигон, – налоговый агент.
Организация-арендодатель как собственник отходов должна перечислить сумму налога:
– отдельной платежной инструкцией на специальный расчетный счет организации, эксплуатирующей полигон;
– не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Ставка налога за захоронение отходов с кодом 9120400 (неопасные отходы) – 4,02 руб. за 1 т. Сумма налога – 207,03 руб.
Организация-арендодатель не представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) за захоронение отходов производства. Это обязанность налогового агента.
Если арендодатель не перечислит налог в указанный срок, ему придется еще доплатить платеж, равный двойному размеру не перечисленной в срок суммы экологического налога |*|.