Как определиться, проводить торги или нет
Критерии, определяющие обязательность проведения процедуры подрядных торгов, установлены подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 "О проведении процедур закупок при строительстве". К ним относятся:
– источник финансирования объекта строительства;
– стоимость объекта строительства.
Отметим, что если вы решаете, надо ли проводить процедуру торгов, то вышеназванные критерии необходимо рассматривать неразрывно друг от друга.
Для удобства понимания приведем таблицу.
Но из любого правила существуют исключения. Так, проведение процедуры торгов не является обязательным в следующих случаях:
1) если строительство объектов финансируется полностью за счет средств иностранных инвесторов;
2) при заключении договоров на строительство объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров по согласованию с Президентом), с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров;
3) при признании подрядных торгов, проведенных в установленном законодательством порядке, несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен либо определен, но отказался от заключения договора;
4) при заключении договоров субподряда генеральной подрядной организацией на выполнение отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;
5) при заключении договора на выполнение работ по текущему ремонту объекта. При этом приложением А к ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) "Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию" определен перечень работ, которые могут быть отнесены к работам по текущему ремонту объекта.
Проводим торги
Итак, если в вашем случае нужно проводить торги, необходимо четко соблюсти установленную законодательством процедуру их проведения. Она включает следующие обязательные этапы:
1) решение о проведении торгов. Формирование комиссии;
2) разработка предквалификационной и конкурсной документации;
3) объявление о проведении подрядных торгов;
4) регистрация участников в предварительном квалификационном отборе и торгах, представление документации сторонами торгов;
5) предварительный квалификационный отбор;
6) проведение подрядных торгов;
7) заключение договора с победителем торгов.
Важно! На сегодняшний день процедуру проведения подрядных торгов в строительстве регулирует новое Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объекта, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 (далее – Положение № 88). Оно вступило в силу 12 февраля 2014 г.
Напомним, что ранее процедура проведения торгов регулировалась Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объекта, утвержденным постановлением Правительства РБ от 03.03.2005 № 235 (далее – Положение № 235).
Что нового в процедуре торгов?
Сформулированы строгие требования к формированию комиссии по выбору победителя подрядных торгов: она должна состоять не менее чем из 5 человек, должна быть сформирована из числа сотрудников организатора подрядных торгов, являющихся специалистами по предмету заказа, а также при необходимости – из числа сотрудников соответствующего профиля других организаций.
Поэтому, если в штате организатора торгов отсутствуют специалисты требуемого профиля, рекомендуем:
– либо вводить в штатное расписание организатора торгов соответствующую штатную единицу и привлекать требуемого специалиста, заключая с ним трудовой контракт;
– либо заключать договор подряда с инженером (инженерной организацией) для управления проектом и включать такого инженера (сотрудника инженерной организации) в состав конкурсной комиссии.
Кроме того, организатор подрядных торгов обязан в состав конкурсной комиссии включать и юриста (либо работающего по трудовому контракту, либо привлеченного специалиста из числа сторонних организаций) (абз. 7 п. 13 Положения № 88).
Комиссия может как осуществлять свои функции на постоянной основе, так и создаваться в качестве временного органа для разового проведения процедуры подрядных торгов.
Участники торгов должны вносить в пользу организатора торгов в качестве меры, обеспечивающей исполнение их обязательств на разных этапах проведения торгов, следующие обеспечительные платежи:
1) конкурсное обеспечение, которое в обязательном порядке вносится претендентами в качестве меры, обеспечивающей участие претендентов в конкурсе по утвержденным организатором правилам. Его размер не может превышать 5 % стартовой цены заказа, предложенной организатором порядных торгов, и оно должно быть перечислено претендентом на расчетный счет организатора торгов в порядке и размерах, установленных конкурсной документацией, не позднее дня, в котором организатору торгов будут представлены предквалификационные документы и конкурсные предложения.
Рекомендуем в качестве подтверждения перечисления указанного платежа в адрес организатора торгов к представляемой конкурной документации прикладывать документ, который бы подтверждал факт перевода указанной суммы, например платежное поручение с соответствующей отметкой банка (п. 31 Положения № 88).
Для чего нужно такое обеспечение? Оно гарантирует следующее:
– предложение претендента не будет изменено или отозвано после истечения срока представления конкурсных документов;
– претендент, признанный победителем торгов, не откажется от заключения договора;
– победителем торгов будет предоставлено предусмотренное конкурсной документацией обеспечение исполнения договора без нарушений условий его предоставления.
Конкурсное обеспечение возвращают предоставившему его участнику не позднее 4 рабочих дней со дня:
– отмены процедуры проведения подрядных торгов;
– отзыва участником конкурсного предложения до истечения срока его действия, если такой отзыв допускается в соответствии с конкурсной документацией;
– отзыва участником конкурсного предложения до окончания установленного организатором подрядных торгов срока подачи предквалификационных документов и конкурсных предложений;
– отказа участнику в дальнейшем участии в подрядных торгах по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников;
– признания подрядных торгов несостоявшимися;
– непризнания участника победителем подрядных торгов.
Победителю подрядных торгов конкурсное обеспечение возвращают в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора по результатам проведения подрядных торгов.
Важно! При нарушении перечисленных выше положений, а также при отказе победителя торгов от заключения договора конкурсное обеспечение участнику (победителю торгов) не возвращается;
2) платеж, вносимый в качестве обеспечения исполнения обязательств по заключаемому по результатам торгов договору.
По общему правилу организатор имеет право устанавливать в конкурсной документации обязанности внести такой платеж (п. 79 Положения № 88). Размер такого платежа устанавливается в пределах от 5 % до 30 % стартовой цены заказа, установленной организатором торгов.
Однако, если цена сделанного победителем торгов предложения на 20 % и более ниже стартовой цены, установленной организатором торгов, внесение такого платежа для победителя торгов является обязательным.
В таком случае размер платежа в качестве обеспечения исполнения обязательств по заключаемому договору нужно определить следующим образом:
– если размер обеспечения исполнения договора был установлен организатором торгов в конкурсной документации, то победитель торгов уплачивает сумму, в 1,5 раза превышающую размер установленного обеспечения, но в любом случае не менее 20 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой;
– если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, то заказчик (организатор подрядных торгов) вправе установить его в договоре в размере от 20 % до 30 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой.
Важно! Невыполнение претендентом-победителем данного требования признают уклонением от заключения договора.
Договор с победителем торгов заключается только после внесения им в пользу организатора указанного обеспечительного платежа (п. 79 Положения № 88).
Предварительный квалификационный отбор
Предварительный квалификационный отбор стал обязательным этапом проведения подрядных торгов. Напоминаем, что по нормам ранее действовавшего Положения № 235 предварительный квалификационный отбор являлся факультативным этапом торгов и проводился исключительно по желанию организатора.
Теперь же при предварительном квалификационном отборе конкурсная комиссия проводит 2 отдельных заседания: заседание, на котором происходит вскрытие конвертов с предквалификационной документацией, представленной участниками торгов, и заседание о результатах проведения предварительного квалификационного отбора. Итоги проведения каждого из заседаний оформляют соответствующим протоколом заседания комиссии. Формы указанных протоколов утверждены в качестве приложений к Положению № 88.
Отметим, что по общему правилу, установленному п. 23 Положения № 88, конкурсная комиссия:
– рассматривает и оценивает представленные документы не более 5 рабочих дней с момента вскрытия конвертов;
– направляет участникам отбора извещения о результатах его проведения в течение 3 рабочих дней с момента утверждения протокола о результатах проведения предварительного квалификационного отбора. Участнику, который не прошел предварительный квалификационный отбор, организатор к извещению обязан приложить мотивированный отказ в дальнейшем участии в торгах, а также конкурсное предложение в нераспечатанном виде.
Представление и рассмотрение конкурсной документации
При представлении конкурсной документации организатору торгов (как конкурсного предложения, так и предквалификационных документов) каждая ее страница должна быть подписана руководителем претендента или его уполномоченным представителем, а также скреплена печатью. Все страницы документации должны быть прошиты и пронумерованы. Вместе с конкурсным предложением претендент должен представить комиссии сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и предоставляющее согласие участника на подписание договора.
Факт передачи предквалификационных документов и конкурсного предложения конкурсной комиссии должен быть зарегистрирован во внутреннем документе организатора (на практике это журнал (протокол) регистрации конкурсных документов) с указанием даты и времени их получения. По желанию претендента ему может быть выдана соответствующая расписка. До момента окончания срока сбора предквалификационных документов и конкурсных предложений конверты с поступившими документами не должны быть вскрыты.
Конкурсная комиссия может рассматривать конкурсные предложения по всем объектам (за исключением объектов строительства жилья, транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения) в течение 45 дней с момента вскрытия конвертов с конкурсными предложениями. Ранее комиссия могла рассматривать предложения 60 дней.
Разрешение споров, связанных с проведением подрядных торгов
На сегодняшний день порядок разрешения споров, связанных с проведением подрядных торгов, зависит от стадии их проведения.
Если спор возник до момента подведения результата торгов, участник имеет право в письменной форме обратиться в конкурсную комиссию с жалобой, которая должна быть рассмотрена не позднее 10 дней с момента ее поступления. Подача такой жалобы приостанавливает процедуру подрядных торгов.
Если спор возник до заключения договора по результатам подрядных торгов, жалоба на решение конкурсной комиссии подается организатору подрядных торгов, и она также должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня ее получения.
В результате рассмотрения жалобы организатор подрядных торгов (торгов, переговоров) вправе принять решение:
– о признании недействительными результатов проведенных подрядных торгов (торгов, переговоров) и назначении повторных подрядных торгов (торгов, переговоров);
– об отказе в удовлетворении жалобы с соответствующим обоснованием.
В случае если спор возник после заключения договора по результатам проведения подрядных торгов, рассмотрение споров проходит в судебном порядке.
Отметим, что Положение № 88 в корне не изменяет ранее существовавшего порядка проведения подрядных торгов, который, однако, по своей сути стал еще более формализованным.
В связи с этим мы рекомендуем проверить разработанную конкурсную документацию на предмет ее соответствия новым требованиям.
Напомним, что ст. 21.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка проведения подрядных торгов на строительство объектов.
Непроведение должностным лицом в предусмотренных законодательством случаях подрядных торгов на строительство объектов, торгов при размещении необходимых для этих объектов заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков РБ под гарантии Правительства или несоблюдение порядка их проведения при стоимости строительства объектов от 3 000 до 50 000 БВ наказываются штрафом до 20 БВ, а на юридическое лицо – от 100 до 500 БВ.
При стоимости строительства объектов от 50 000 БВ и более, в т.ч. при осуществлении строительства за счет иных источников, штраф составляет до 30 БВ, на юридическое лицо – от 500 до 1 000 БВ.
Такие действия влекут риск признания торгов недействительными, что, как следствие, повлечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Факультативно отметим, что согласно постановлению Президиума ВХС РБ от 04.04.2007 № 25 "О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах" основанием для признания торгов недействительными могут служить нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов, в т.ч.:
– нарушение порядка и сроков извещения сторон;
– проведение торгов ранее назначенных сроков;
– необоснованный отказ в допуске лица к участию в торгах (открытых);
– несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;
– признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;
– иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов.