28 августа 2013 г. вступил в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 64-З (далее - Закон № 64-З), внесший значительные изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
С указанной даты:
1) предметы, подлежащие конфискации, но не являющиеся собственностью нарушителя, конфисковывать не будут.
Законом № 64-З предусмотрено, что в случаях, когда подлежащий конфискации предмет административного правонарушения (орудия и средства его совершения) не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) правонарушителя, к нему вместо конфискации будет применяться взыскание стоимости такого предмета.
С этой целью ст. 6.12 КоАП изложена в новой редакции и из санкций ст. 12.7, 12.17, 12.30 и 12.35 КоАП исключена оговорка о том, что конфискация применяется независимо от того, в чьей собственности находится подлежащее конфискации имущество;
2) за совершение некоторых правонарушений, носящих «формальный» характер, предусмотрено применение такого вида административного взыскания, как предупреждение.
Наложение административного взыскания в виде предупреждения либо уменьшение размера штрафа, в частности, предусмотрено за правонарушения, установленные следующими статьями КоАП: 9.24 (нарушение законодательства о книге замечаний и предложений), 11.7 (нарушение порядка ведения кассовых операций), 11.32 (нарушение банком или небанковской кредитно-финансовой организацией порядка перечисления денежных средств на счета нерезидентов), 12.1 (нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов), 12.17 (нарушение правил торговли и оказания услуг населению), 12.18 (нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет), 13.2 (осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе), 23.16 (непредставление документов, отчетов и иных материалов), 23.21 (нарушение порядка размещения заказов на изготовление бланков строгой отчетности, их изготовления и использования);
3) КоАП приведен в соответствие с действующими законодательными документами.
В частности, Закон № 64-З исключил из КоАП:
• ст. 12.9 «Нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности»;
• ст. 12.38 «Нарушение законодательства о книге учета движения товаров»;
• ст. 11.62 «Нарушение порядка перевода денежных средств физическому лицу»;
4) при добровольном исполнении налогового обязательства предусмотрены соответствующие правила снижения размера штрафа.
Закон № 64-З:
• внес изменения в ст. 13.6 и 13.7 КоАП, которые предусматривают, что привлечение к административной ответственности должностных лиц за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) должно осуществляться за период выполнения ими соответствующих функций, но не более чем за проверенный период;
• дополнил примечания к ст. 13.6 и 13.7 КоАП частью 4, предусматривающей соответствующие правила снижения размера штрафа при добровольном исполнении налогового обязательства.
С 28 августа 2013 г. минимальные и максимальные размеры административных взысканий, предусмотренных ч. 2-5 и 7 ст. 13.6 и ч. 1, 3 и 4 ст. 13.7 КоАП, в случае перечисления части ранее не перечисленной суммы налога, сбора (пошлины) уменьшаются по правилам, установленным ст. 7.9 «Наложение административного взыскания при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность» КоАП, пропорционально перечисленной сумме налога, сбора (пошлины).