Ситуация 1. Временное пользование земельным участком
Решением райисполкома от 16.05.2014 организации в мае был выделен во временное пользование земельный участок.
В какие сроки организация должна представить налоговую декларацию по земельному налогу и уплатить земельный налог?
Организация, у которой земельный участок находится на праве временного пользования, признается плательщиком земельного налога, а земельный участок – объектом обложения земельным налогом (п. 1 ст. 192, ст. 193 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
В связи с этим организация должна:
– не позднее 20 июня 2014 г. представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу;
– не позднее 22 августа 2014 г. уплатить земельный налог.
Данные выводы следуют из норм НК. Обоснуем их.
При определении срока представления налоговой декларации по земельному налогу организация должна руководствоваться нормами п. 14 ст. 202 НК.
Из них следует, что по вновь отведенным земельным участкам после 1 января т.г. налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу представляются в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
Таким образом, в изложенной ситуации организация должна представить в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу не позднее 20 июня 2014 г. (за июнь – декабрь 2014 г.).
Земельный налог следует исчислять начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 6 ст. 202 НК).
Так как решение о выделении земельного участка принято в мае, то организация должна уплачивать земельный налог с июня 2014 г.
Уплата земельного налога за земельные участки, предоставленные плательщикам после 1 января т.г., производится не позднее даты, соответствующей ближайшему законодательно установленному сроку уплаты после представления налоговой декларации (расчета) по земельному налогу. При этом подлежащая уплате сумма земельного налога исчисляется за количество месяцев, оставшихся до окончания квартала, в котором возникло основание для уплаты земельного налога (п. 15 ст. 202 НК).
В данной ситуации ближайшим сроком уплаты земельного налога после представления налоговой декларации (20 июня 2014 г.) является 22 августа 2014 г. Как следует из НК, по этому сроку нужно уплатить земельный налог за количество месяцев, оставшихся до окончания квартала, в котором возникло основание для уплаты земельного налога, т.е. за июнь 2014 г.
Организации также следует:
– не позднее 22 августа 2014 г. уплатить земельный налог за III квартал 2014 г.;
– не позднее 22 ноября 2014 г. уплатить земельный налог за IV квартал 2014 г.
Рассмотрим на примерах сроки представления декларации и уплаты земельного налога организацией в случаях принятия райисполкомом решения о выделении земельного участка в апреле (июне) 2014 г.
Пример 1. Сроки подачи декларации, когда участок выделен в апреле
Земельный участок выделен организации решением райисполкома, принятым в апреле 2014 г.
В этом случае организация должна:
– не позднее 20 мая 2014 г. представить налоговую декларацию по земельному налогу за май – декабрь 2014 г.;
– не позднее 22 мая 2014 г. уплатить земельный налог за май – июнь 2014 г.;
– не позднее 22 августа 2014 г. уплатить земельный налог за III квартал 2014 г.;
– не позднее 22 ноября 2014 г. уплатить земельный налог за IV квартал 2014 г.
Пример 2. Сроки подачи декларации, когда участок выделен в июне
Земельный участок выделен организации решением райисполкома, принятым в июне 2014 г.
В этом случае организация должна:
– не позднее 20 июля 2014 г. представить налоговую декларацию по земельному налогу за июль – декабрь 2014 г.;
– не позднее 22 августа 2014 г. уплатить земельный налог за июль – сентябрь 2014 г.;
– не позднее 22 ноября 2014 г. уплатить земельный налог за IV квартал 2014 г.
Ситуация 2. Определение площади льготируемого земельного участка
Организации потребкооперации райисполком выделил в сельской местности земельный участок площадью 1 га. На нем расположены 2 здания – здание магазина площадью 3 000 м2 и административное здание площадью 1 000 м2.
С учетом нормы подп. 1.28 п. 1 ст. 194 НК от земельного налога освобождаются земельные участки организации потребительской кооперации, занятые объектами торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности.
Как правильно определить площадь земельного участка, освобождаемую в 2014 г. от земельного налога?
В изложенной ситуации площадь земельного участка, занятого магазином и освобождаемого от земельного налога, составит 0,75 га.
Рассмотрим порядок определения площади земельных участков, занятых зданием магазина и административным зданием.
С 2014 г. расчет площади земельного участка (его части), освобождаемой от земельного налога за земельный участок в части его площади, приходящейся на капитальные строения (здания, сооружения), их части, указанные в т.ч. в подп. 1.28 п. 1 ст. 194 НК, организации производят путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в части площади, приходящейся на которые земельный участок освобождается от земельного налога (п. 11 ст. 194 НК).
В данной ситуации для определения площади земельного участка, занятого зданием магазина и освобождаемого от земельного налога, организация потребкооперации должна разделить общую площадь земельного участка в размере 1 га на площадь 2 зданий (магазина и административного здания) в размере 4 000 м2 и умножить на площадь магазина в размере 3 000 м2.
Таким образом, площадь земельного участка, занятого магазином и освобождаемого от земельного налога, составляет 0,75 га.
Ситуация 3. Особенности, которые товариществу собственников надо учесть при исчислении земельного налога
Товариществу собственников Минским горисполкомом выделен земельный участок для эксплуатации жилого дома. Квартиры в жилом доме находятся в собственности физических лиц – членов товарищества собственников (ТС). Плательщиками налога на недвижимость по квартирам являются физические лица.
1. Кто должен платить земельный налог по земельному участку, занятому жилым домом, – организация (товарищество собственников) или физические лица – собственники квартир?
В изложенной ситуации земельный налог должно платить ТС.
Справочно: ТС – это организация, создаваемая собственниками жилых и (или) нежилых помещений в целях сохранения и содержания общего имущества, владения и пользования им, а также в иных целях, предусмотренных Жилищным кодексом и уставом ТС (ст. 1 Жилищного кодекса РБ от 28.08.2012 № 428-З, далее – ЖК).
Обоснуем наш вывод путем сравнения норм НК, регулирующих порядок уплаты налога на недвижимость и земельного налога (см. таблицу).
Это необходимо сделать для того, чтобы показать ошибочность мнения некоторых плательщиков, которые считают, что если физические лица признаются плательщиками налога на недвижимость по принадлежащим им квартирам, расположенным в многоквартирных жилых домах, то они автоматически являются плательщиками и земельного налога.
Из таблицы видно, что:
– плательщиками налога на недвижимость признаются физические лица – владельцы квартир, расположенных в многоквартирных жилых домах;
– плательщиком земельного налога признается ТС, так как земельный участок для эксплуатации жилого дома горисполком выделил не физическим лицам, а организации (ТС).
Важно! Суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилых домов, подлежащие уплате в бюджет организациями застройщиков, организациями, имеющими в собственности, владении либо пользовании жилые помещения государственного и частного жилищных фондов, в т.ч. жилищными кооперативами, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, товариществами собственников, возмещаются плательщикам нанимателями или собственниками жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в этих домах, за исключением физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК (п. 10 ст. 202 НК).
Комментарий эксперта
Из правила, определенного п. 10 ст. 202 НК, могут быть исключения.
Так, при отсутствии органов управления в ТС либо при их бездействии исчисление и перечисление в бюджет земельного налога производит уполномоченное лицо по управлению общим имуществом (далее – уполномоченное лицо).
Уполномоченное лицо – это гражданин или организация, назначенные местным исполнительным и распорядительным органом для управления общим имуществом (ст. 1 Жилищного кодекса РБ).
Земельный налог исчисляют уполномоченные лица на основании сведений о площади, кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного плательщику, ежегодно представляемых им налоговыми органами по форме, утвержденной постановлением МНС от 15.11.2010 № 82 (приложение 22).
При этом уплата земельного налога уполномоченными лицами производится:
– в общие сроки, установленные подп. 15.1п. 15 ст. 202 НК;
– в размере фактически полученных сумм от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах.
Порядок возмещения сумм земельного налога, а также взыскания задолженности с нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест по возмещению сумм земельного налога за земельные участки, занятые жилыми домами, определяется Минжилкомхозом по согласованию с МНС.
В настоящее время такой порядок установлен Инструкцией о порядке возмещения сумм земельного налога, а также взыскания задолженности с нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест по возмещению сумм земельного налога за земельные участки, занятые жилыми домами, утвержденной постановлением Минжилкомхоза РБ от 16.07.2012 № 14.
2. С учетом того что в жилом доме проживают физические лица, имеющие право на льготы по земельному налогу, как ТС определить размер льготы по земельному налогу в 2014 г.?
В 2014 г. порядок расчета площади земель, приходящейся на физических лиц. имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п.1 ст. 194 НК, необходимо производить путем умножения общей площади земельного участка, на котором расположен жилой дом, на удельный вес площадей, принадлежащих таким физическим лицам, в общей площади всех жилых помещений этого жилого дома (подп. 1.23 п. 1 ст. 194 НК).
Пример 3. Определение площади льготной части земельного участка в 2014 г.
Горисполком выделил ТС земельный участок площадью 1 га для эксплуатации жилого дома. Площадь жилого дома составляет 10 000 м2. Из них:
– площадь жилых помещений дома – 8 000 м2, в т.ч. площадь квартир, принадлежащих гражданам, имеющим право на льготы по земельному налогу, – 1 000 м2;
– площадь вспомогательных помещений – 2 000 м2.
Доля площадей квартир, принадлежащих физическим лицам, имеющим право на льготы по земельному налогу, в общей площади всех жилых помещений жилого дома составляет 12,5 % ((1 000 м2 / 8 000 м2) × 100).
Таким образом, в 2014 г. ТС может прольготировать 12,5 % площади земельного участка, что составляет 1 250 м2.
Справочно: в 2013 г. можно было бы прольготировать только 10 % (см. пример 4).
Отметим, что действующий в настоящее время порядок исчисления льготы по земельному налогу отличается от порядка, применяемого в 2013 г.
В 2013 г. расчет площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу, производился пропорционально занимаемым в доме площадям квартир (изолированных жилых помещений), принадлежащих таким физическим лицам.
Пример 4. Определение площади льготной части земельного участка в 2013 г.
Горисполком выделил ТС земельный участок площадью 1 га для эксплуатации жилого дома. Площадь жилого дома составляет 10 000 м2, где площадь квартир, принадлежащих гражданам, имеющим право на льготы по земельному налогу, составляет 1 000 м2, или 10 % от общей площади жилого дома.
Таким образом, в 2013 г. ТС могло прольготировать 10 % площади земельного участка, что составляет 1 000 м2.
От редакции:
От земельного налога освобождаются:
– земельные участки, предоставленные военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом РБ "О ветеранах";
– земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц;
– земельные участки, предоставленные физическим лицам:
эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г., переселившимся в сельские населенные пункты, в первые 3 года после принятия решения о предоставлении им земельных участков;
постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение;
– земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей 3 и более несовершеннолетних детей) (подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК).