Налоговые органы обладают информацией по всем имеющимся у организации банковским счетам, в т.ч. и по вновь открытым
Основную массу своих платежей организации осуществляют с использованием текущего (расчетного) банковского счета.
Банк по договору текущего (расчетного) банковского счета обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) банковский счет для хранения денежных средств владельца счета и (или) зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета.
Владелец такого счета в свою очередь обязуется предоставить банку или небанковской кредитно-финансовой организации право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов, определенных законодательством РБ или договором, и уплачивать банку или небанковской кредитно-финансовой организации вознаграждение (плату) за оказываемые ему услуги (ст. 197 Банковского кодекса РБ).
Перечень документов, которые необходимы для открытия текущих (расчетных) счетов, носит ограничительный характер:
– заявление на открытие текущего (расчетного) счета;
– копия (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;
– карточка с образцами подписей должностных лиц организации, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.
Справочно: перечень документов, необходимых для открытия текущего (расчетного) счета, определен подп. 2.3 п. 2 Декрета Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".
В то же время при открытии счета уполномоченный сотрудник банка обязан засвидетельствовать подлинность подписей должностных лиц организации и оттисков печати на карточке с образцами подписей. В связи с этим банки вправе требовать представления документов, удостоверяющих личность соответствующих должностных лиц организации и их полномочия. Как правило, перечень таких удостоверяющих документов определен в локальных нормативных правовых актах конкретного банка.
Справочно: открытие, закрытие, переоформление счетов распорядителей и получателей бюджетных средств по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, иных государственных средств, предусмотренных законодательством, счетов уполномоченных органов, осуществляющих в соответствии с законодательством прием отдельных платежей в доход бюджета, а также счетов по учету средств, размещенных местными финансовыми органами, исполнительными и распорядительными органами первичного территориального уровня в банковские вклады (депозиты), осуществляются по распоряжению органов государственного казначейства по форме, устанавливаемой Минфином (ст. 105 Бюджетного кодекса РБ; далее – БК).
В настоящее время форма утверждена приказом Минфина РБ от 30.05.2013 № 148 "Об установлении формы распоряжения органа государственного казначейства"|*|.
* Форма распоряжения казначейства доступна для всех читателей GB.BY.
Обращаем внимание организаций, что банки в течение 1 рабочего дня с даты открытия счета обязаны направить сообщение об открытии:
– любого вида счета – соответствующему налоговому органу;
– текущего (расчетного) счета – соответствующему органу Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты.
Особенности функционирования текущих и специальных счетов
Для некоторых видов счетов законодательство предусматривает определенные ограничения, касающиеся круга совершаемых по ним операций (см. таблицу).