Наниматель должен устанавливать работникам компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие). Это предусмотрено ст. 99 Трудового кодекса РБ.
Порядок, условия и размеры выплат таких компенсаций до 25 июля 2014 г. определяло постановление Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 763.
В настоящий момент таким документом является постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 25.07.2014 № 70, которое вступило в силу 14 августа 2014 г.
Как видим, с 25 июля по 13 августа 2014 г. размеры компенсаций, условия и порядок их выплаты не были установлены. Можно ли относить суммы выплаченных в период "вакуума" компенсаций на затраты, не опасаясь, что налоговики в будущем признают такие суммы необоснованными и придется уплачивать штрафы за неверное исчисление налогов? И вообще,
Какими нормами должны руководствоваться бухгалтеры при выплате компенсаций за разъездной и подвижной характер работы в период, когда один документ отменен, а другой не вступил в силу?
Специалист Минтруда и соцзащиты:
– Да, действительно, в течение небольшого периода времени не был зарегистрирован соответствующий документ. Бухгалтеры вполне могли руководствоваться ранее действовавшими порядком и нормами.
Специалист ИМНС по г. Минску:
– Перечни профессий и должностей работников, которым устанавливаются компенсации, размеры, порядок, условия их выплаты определяет наниматель. Поэтому наниматель должен иметь разработанный и утвержденный локальный нормативный документ, который следует применять в работе. При проверке, скорее всего, организация будет наказана за отсутствие именно локального документа.
Валерий Николаевич, адвокат:
– Я бы рекомендовал сделать соответствующие запросы в Минтруда и соцзащиты, ведь именно ему поручено установить порядок, определить условия и размеры выплат соответствующих компенсаций, а также и в районную налоговую инспекцию, поскольку при отсутствии законодательных норм, даже если порядок выплаты компенсаций утверждает наниматель локальным актом, возникнет проблема именно с налогообложением.
Анна Ивановна, главный бухгалтер:
– Мы уже привыкли к ситуации, когда за ошибки, допущенные организацией при исчислении и уплате налогов, директор и главный бухгалтер могут быть привлечены к уголовной ответственности. И самое печальное, что факт несвоевременной подготовки соответствующими ведомствами нормативного документа, регламентирующего тот или иной порядок, не является смягчающим обстоятельством при определении наказания. Может, следует уже предусмотреть законодательно, как поступать в аналогичных ситуациях, и освободить организации от ответственности за чужую нерасторопность?