Если транспортное средство используется организацией в предпринимательской деятельности, в т.ч. для производства и реализации товаров (работ, услуг), расходы на топливо включаются в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль (пп. 1, 2 ст. 130 НК [1]).
Документы:
[1] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК);
При этом следует учитывать, что расходы на топливо подлежат нормированию. Стоимость топлива, израсходованного сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, при налогообложении прибыли не учитывается (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК).
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств приведен в Инструкции № 141 [2].
Документы:
[2] Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).
Норма расхода не установлена
Если Минтрансом норма расхода топлива не установлена, организация может применить временную норму – контрольный расход топлива, указанный заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль (абз. 9 части первой п. 3, п. 7 Инструкции № 141 ).
Приказ о введении временной нормы расхода топлива может быть таким:
Временную норму можно применять не более 6 месяцев. Для установления нормы расхода топлива организация должна обратиться с заявкой на разработку нормы расхода топлива в РУП «БелНИИТ «Транстехника» (часть первая п. 7 Инструкции № 141).
Если завод-изготовитель письменно подтверждает, что модификация приобретенного организацией транспортного средства не имеет конструктивных отличий, влияющих на расход топлива, от соответствующей модели автомобиля, то применяют норму расхода топлива на соответствующую модель автомобиля (п. 26 Инструкции № 141).
Временную норму расхода топлива можно применять до установления такой нормы БелНИИТ «Транстехника» либо законодательством, а после ее установления к ней необходимо применять повышение нормы расхода топлива.
К линейной норме расхода топлива применяются повышения (понижения) по отдельным основаниям |*| (пп. 10–14 Инструкции № 141).
Повышение нормы расхода топлива
1. Повышение при отрицательной температуре воздуха. Если автомобиль эксплуатируется в зимних условиях, то линейную норму можно увеличить не более чем на 10 %. Условия эксплуатации считаются зимними, если температура воздуха отрицательная, т.е. ниже 0 оС (температура 0 оС не считается отрицательной) (абз. 12 п. 3 Инструкции № 141).
При применении повышения нормы расхода топлива при минусовой температуре в организации должен быть назначен сотрудник, который будет проводить измерение температуры на дату и время выпуска автомобиля на линию и регистрировать полученные результаты в специальном журнале (часть первая п. 8 Инструкции № 141, приложение к Инструкции № 141). Порядок измерения и учета температур при эксплуатации автомобиля за границей устанавливает руководитель (часть вторая п. 8 Инструкции № 141).
2. Повышение за численность населения. При поездках на автомобиле в городах линейная норма расхода топлива повышается в зависимости от численности населения этих городов в следующих размерах (п. 10.2 Инструкции № 141):
• не более 5 % – от 100 до 300 тыс. чел.;
• не более 10 % – от 300 тыс. до 1 млн. чел.;
• не более 15 % – от 1 до 3 млн. чел.;
• не более 25 % – свыше 3 млн. чел.
3. Повышение при эксплуатации автомобиля с истекшим сроком службы. Повышение нормы расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы производится в размере не более 8 % (подп. 10.17 п. 10 Инструкции № 141).
4. Повышение при эксплуатации автомобиля с кондиционером. Линейную норму автомобиля, оборудованного кондиционером, установкой «климат-контроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, можно повысить не более чем на 7 %. Повышение устанавливается независимо от времени года и температуры наружного воздуха.
Понижение нормы расхода топлива
1. Понижение за покрытие дороги. При езде на асфальтированных и цементобетонных дорогах вне населенного пункта нормы расхода топлива нужно понижать, но не более чем на 15 % |*|*| (п. 12 Инструкции № 141).
Несколько повышений (понижений) одновременно
Как правило, к линейной норме расхода топлива одновременно применяются несколько повышений или понижений. В таких случаях нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы и (или) разности (п. 15 Инструкции № 141).
Повышение (понижение) устанавливается приказом руководителя (п. 5 Инструкции № 141). Он может иметь следующий вид:
Ситуация
Определение расхода топлива в командировке
Работник организации «Кино и музыка» направлен в командировку на легковом автомобиле Opel Astra, принадлежащем организации, по маршруту Минск – Жодино – Борисов – Минск.
Согласно путевому листу от 15.11.2018 автомобиль проехал 178 км, в т.ч.:
– по дорогам с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием вне населенных пунктов – 118 км;
– по Минску – 87 км;
– по Жодино – 10 км;
– по Борисову – 12 км.
Расчетная норма для автомобиля на 100 км составит:
– по асфальтированным и цементобетонным дорогам: 7,5 + 0,6 –– 1,13 = 6,97 л,
где 7,5 л – линейная норма расхода топлива;
0,6 л – повышение нормы расхода топлива при эксплуатации автомобиля с истекшим нормативным сроком службы (7,5 л × 8 %);
1,13 л – понижение нормы расхода топлива при езде по дорогам с асфальтобетонным покрытием вне населенных пунктов (7,5 л ×15 %);
– по Минску: 7,5 + 1,13 + 0,6 = 9,23 л,
где 1,13 л – повышение расхода топлива при эксплуатации автомобиля в населенных пунктах с численностью населения от 1 до 3 млн. чел. (7,5 л × 15 %);
– по Жодино: 7,5 + 0,6 = 8,1 л;
– по Борисову: 7,5 + 0,6 = 8,1 л.
Итого расход топлива по данной поездке:
6,97 л / 100 км × 118 км + 9,23 л / 100 км × 87 км + 8,1 л / 100 км × 10 км + 8,1 л / 100 км × 12 км = 8,22 + 8,03 + 0,81 + 0,97 = 18,03 л.