С 1 сентября 2016 г. норма обязательной продажи части валютной выручки |*| снижается с 30 % до 20 %. Право принимать соответствующие решения предоставлено Нацбанку Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования». Предыдущая норма 30 % установлена Инструкцией о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129. За период своего действия на непродолжительное время норма повышалась до 40 % и даже 50 %.
* Информация об особенностях обязательной продажи валютной выручки
Д-т 57, 76 – К-т 52
– перечислена банку иностранная валюта для обязательной продажи (по курсу Нацбанка на дату перечисления);
Д-т 76, 62 – К-т 90-7
– отражена реализация иностранной валюты (по курсу продажи);
Д-т 57, 76 (91) – К-т 91 (57, 76)
– отражена курсовая разница от переоценки продаваемой валюты с даты перечисления до даты продажи;
Д-т 90-10 – К-т 57 (76)
– отражена стоимость проданной иностранной валюты (по курсу Нацбанка на дату продажи);
Д-т 51 – К-т 76, 62
– отражено поступление рублевого эквивалента за проданную валюту;
Д-т 76 – К-т 51
– отражена оплата комиссии банку;
Д-т 90-10 – К-т 76
– отражена в составе расходов комиссия банку;
Д-т 90-11 (99) – К-т 99 (90-11)
– отражен финансовый результат*.
______________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Справочно: в течение января – июля 2016 г. отмечено превышение объемов сделок по продаже иностранной валюты над ее покупкой. Белорусские организации купили 8 894,01 млн. долл. США, а продали 8 891,36 млн. долл, т.е. куплено на 2,65 млн. долл. больше, чем продано. В то же время нерезидентами – юридическими лицами продано валюты на 261,53 млн. долл. больше, чем куплено, а у физических лиц такая разница составила 886,64 млн. долл. Как видим, чистое предложение значительно превзошло спрос.
Ограничения на валютные операции
В России и Казахстане обязательная продажа отменена уже давно (в России – с 2004 г.). Но Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) не устанавливает жестких обязательств в этой сфере. Протокол о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики (приведен в приложении 15 к Договору), и ст. 64 Договора регламентируют меры по проведению согласованной валютной политики. Валютные ограничения, установленные международными договорами или валютным законодательством государств – членов ЕАЭС в части валютных операций, выражены:
– в их прямом запрете;
– лимитировании объемов, количества и сроков проведения;
– установлении валюты платежа;
– установлении требований по получению специальных разрешений (лицензий) на их проведение;
– необходимости резервирования части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции.
Ограничения в т.ч. могут быть связаны с открытием и ведением счетов на территориях государств – членов ЕАЭС и требованиями об обязательной продаже иностранной валюты |*|.
* Информация об изменениях 2016 г. в сфере обязательной продажи валюты
Сближение валютного законодательства государств – членов ЕАЭС
Государства – члены ЕАЭС «обеспечивают постепенное устранение препятствующих эффективной экономической кооперации валютных ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов резидентами государств-членов в банках, расположенных на территориях государств-членов».
При сближении законодательств государства – члены ЕАЭС:
– определяют перечень валютных операций между резидентами государств-членов, в отношении которых не применяются валютные ограничения;
– обеспечивают сближение требований по возврату резидентами государств – членов ЕАЭС денежных средств, подлежащих обязательному зачислению на их банковские счета, и др.
Исключительные случаи для введения валютных ограничений
Каждое из государств – членов ЕАЭС в исключительных случаях, если ситуация не может быть разрешена другими мерами экономической политики, вправе вводить валютные ограничения на срок не более 1 года.
К исключительным случаям относятся:
а) возникновение обстоятельств, при которых проведение мер либерализации может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в государстве-члене;
б) негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов государства-члена ниже допустимого уровня;
в) возникновение обстоятельств, при которых проведение мер либерализации может нанести ущерб интересам безопасности государства-члена и препятствовать поддержанию общественного порядка;
г) резкие колебания курса национальной валюты государства-члена.