1. Указ № 350 отменил в отношении некоторых товаров и упаковки, в которую упакованы ввозимые товары, право применять собственную систему сбора отходов. Перечень таких товаров и упаковки изложен в новом приложении 2 к Указу № 313 |*|.
* Порядок выполнения обязанности, определенной Указом № 313
До 1 октября 2016 г. Указ № 313 содержал только одно приложение. В связи с тем что с указанной даты их стало два, по тексту Указа № 313 наименование действующего ранее единственного приложения заменено на «приложение 1».
Соответствующие изменения внесены в постановления Совета Министров Республики Беларусь:
– от 28.12.2006 № 1737;
– от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708);
– от 28.12.2013 № 1145;
– от 02.12.2014 № 1123.
В ссылках этих документов на приложение к Указу № 313 слово «приложение» заменено на «приложение 1».
2. С 1 октября 2016 г. применение собственной системы сбора отходов для целей выполнения обязанности по Указу № 313 в отношении некоторых видов бутылки (для напитков и пищевых продуктов) из бесцветного и цветного стекла номинальной вместимостью более 0,33 л, но менее 1 л возможно только при наличии заключения о невозможности их производства либо производстве в недостаточном количестве на территории Республики Беларусь, выданного Минэкономики в порядке, установленном законодательством об административных процедурах (п. 1 приложения 2 к Указу № 313).
В связи с этими изменениями в порядке выполнения обязанности постановлением № 874 предусмотрено, что при заполнении разд. II информации о выполнении производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (форма утверждена постановлением № 708) по указанным видам бутылок необходимо представлять дополнительно выданное Минэкономики заключение. Данное изменение касается информации, представляемой начиная с отчетного периода за IV квартал 2016 г. (т.е. с 1 октября 2016 г. в соответствии с Указом № 350).
3. Указ № 350 предусмотрел новый вид компенсации – за отходы бумаги и картона, полученные из отходов производства, если такие отходы переданы на перерабатывающие предприятия республики в рамках государственного заказа.
В связи с этим постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2015 № 1086, которым установлены на 2016 г. размеры расходования средств, дополнено новой ставкой введенной с 1 октября 2016 г. компенсации – 50 руб. за тонну.
Заказ на поставку (заготовку, сдачу) в 2016 г. отходов бумаги и картона для республиканских государственных нужд определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2016 № 82.
Государственные заказчики по поставке (заготовке, сдаче) для республиканских государственных нужд (получателями) отходов бумаги и картона:
1) концерн «Беллесбумпром» и входящие в его состав:
– филиалы холдинга «Белорусские обои»: Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» и «Белкартон»;
– ОАО «Бумажная фабрика «Спартак»;
– ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат»;
– бумажная фабрика «Красная звезда» (филиал ОАО «Светлогорский ЦКК»);
– ОАО «Слонимский картонно-бумажный завод «Альбертин»;
– СООО «Эксклюзив»;
2) ОАО «Зеленоборское»;
3) ОАО «Белгипс».
Государственный заказ доводится облисполкомами (совместно с гор- и райисполкомами) и Мингорисполкомом до организаций, которые осуществляют сбор (заготовку) отходов бумаги и картона и (или) в процессе хозяйственной деятельности которых образуются такие отходы.
4. Комментируемое постановление также внесло некоторые изменения в постановление № 708, не связанные с реализацией Указа № 350, а именно:
– в форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, заключаемого производителями и поставщиками с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»;
– в порядок представления информации о выполнении производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Ранее в п. 1 утвержденной формы договора (предмет договора) производители и поставщики должны были указать конкретный перечень товаров с кодом ТН ВЭД ЕАЭС и (или) вид упаковки, по которым возникает обязанность. В период действия договора указанный перечень мог меняться. В связи с этим у производителей и поставщиков возникала необходимость приведения в соответствие предмета договора путем заключения дополнительных соглашений к нему.
Постановление № 874 разрешило данную проблему: исключило необходимость указания в п. 1 договора конкретных наименований и кодов товаров и (или) упаковки. Это избавит организации от заключения дополнительных соглашений по предмету договора.
Важно! Указанная новация распространяется и на договоры, заключенные до 3 ноября 2016 г. (даты вступления в силу постановления № 874).
То есть в связи с изменением предмета договора заключать дополнительные договоры организациям не надо.
В текущем году производителям и поставщикам была предоставлена возможность заключить договор с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» и направить отчет о выполнении обязанности по Указу № 313 в виде электронного документа с применением электронной цифровой подписи. Удобный для себя способ представления информации организация выбирала самостоятельно.
Постановление № 874 уточнило порядок представления такой информации. Начиная с отчета за I квартал 2017 г. производители и поставщики при наличии средств электронной цифровой подписи обязаны представлять отчет только в виде электронного документа |*|.
* Правила и особенности заполнения информации о выполнении обязанности
Справочно: для подачи отчета может использоваться электронная цифровая подпись, полученная при регистрации в качестве абонента удостоверяющего центра РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» или абонента Республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь РУП «Национальный центр электронных услуг».