____________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления», в редакции Указа от 28.09.2016 № 350 (далее – Указ № 313 и Указ № 350).
** Постановление Минжилкомхоза Республики Беларусь от 26.10.2016 № 31 (далее – постановление № 31).
*** Постановление Минжилкомхоза Республики Беларусь от 21.09.2015 № 26 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» (далее – постановление Минжилкомхоза № 26).
Технические правки по Указу № 313
До 1 октября 2016 г. Указ № 313 содержал только одно приложение. С принятием Указа № 350 их стало 2. В связи с этим по тексту Указа № 313 наименование действовавшего ранее единственного приложения было заменено на «приложение 1».
Поскольку постановление Минжилкомхоза № 26 содержит ссылки на приложение к Указу № 313, в него были внесены соответствующие поправки.
Справочно: второе приложение появилось в связи с тем, что Указ № 350 отменил в отношении некоторых товаров и упаковки, в которую упакованы ввозимые товары, право применять собственную систему сбора отходов. Эти товары и упаковка перечислены в новом приложении 2 к Указу № 313 |*|.
* Порядок выполнения обязанности, определенной Указом № 313
С 1 октября 2016 г. введен новый вид компенсации…
…за отходы бумаги и картона, полученные из отходов производства, если такие отходы переданы на перерабатывающие предприятия республики в рамках госзаказа.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 № 874:
– установило на 2016 г. размер такой компенсации – 50 руб. за тонну;
– поручило Минжилкомхозу установить порядок ее выплаты.
Порядок выплаты нового вида компенсации определен в подп. 1.6 п. 1 постановления № 31, внесшем изменения и дополнения в Инструкцию о порядке выплаты компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, многооборотной стеклянной упаковки, утвержденную постановлением № 26 (далее – Инструкция).
До 1 октября 2016 г. компенсация выплачивалась только за сбор отходов потребления. Это нашло отражение в т.ч. в понятиях и терминах Инструкции. В ней было указано, что для целей компенсации отходы товаров и отходы упаковки принимаются «за исключением отходов, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности».
С 1 октября 2016 г. компенсация по макулатуре полагается как за отходы потребления, так и за отходы производства. В связи с этим Инструкция дополнена понятием «отходы бумажной и (или) картонной упаковки», которое учитывает отличие данного вида отходов от остальных, за которые выплачивается компенсация.
Таким образом, отходы бумажной и (или) картонной упаковки – это «отходы товаров, классифицируемых кодом 4819 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также бумажная и (или) картонная упаковка, в которую упакованы ввезенные на территорию Республики Беларусь товары» |*|.
Изменились формы документов, подаваемых для получения компенсации
С учетом введенного понятия «отходы бумажной и (или) картонной упаковки» приведены в соответствие и формы документов, представляемых для выплаты компенсации (приложения 1–4 к Инструкции).
Инструкцией установлены:
– форма заявления о выплате компенсации расходов по сбору отходов товаров, отходов упаковки и многооборотной стеклянной упаковки (приложение 1);
– форма предоставления данных учета сбора отходов товаров, отходов упаковки и многооборотной стеклянной упаковки (приложение 2);
– форма расчета суммы средств, заявляемых на компенсацию расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки (приложение 3);
– форма описи накладных на передачу отходов товаров и отходов упаковки для дальнейшего обезвреживания, использования или хранения на территории Республики Беларусь и (или) многооборотной стеклянной упаковки для повторного использования на территории Республики Беларусь (приложение 4).
Постановление Минжилкомхоза № 31 внесло изменения в действовавшие до 1 октября 2016 г. формы документов.
1. Заявление о выплате компенсации (приложение 1) и данные учета сбора (приложение 2) теперь имеют 3 формы, которые зависят от вида компенсации, на которую претендует заявитель.
Если организация претендует на компенсацию, то ей необходимо представить:
– заявление и данные учета по формам 1 – для компенсации за отходы товаров и отходы упаковки (кроме отходов бумажной и (или) картонной упаковки);
– заявление и данные учета по формам 2 – для компенсации за отходы бумажной и (или) картонной упаковки;
– заявление и данные учета по формам 3 – для компенсации за многооборотную стеклянную упаковку.
2. Расчет суммы средств, заявляемых на компенсацию (приложение 3), претерпел незначительные изменения из-за введения новых понятий в Инструкцию.
Как и ранее, форма расчета будет одинаковой вне зависимости от вида компенсации.
3. Опись накладных (приложение 4) дополнена строкой с итоговыми значениями.
Она, как и расчет суммы средств, имеет единую форму, не зависящую от вида компенсации.
Право не представлять оператору заверенные копии и описи накладных на передачу отходов бумажной и (или) картонной упаковки имеет ограничительный характер
Одним из основных нововведений Инструкции является отсутствие необходимости представления заверенных копий и описи накладных на передачу отходов бумажной и (или) картонной упаковки для дальнейшего использования на территории Республики Беларусь.
Такое послабление возможно, если передача отходов бумажной и (или) картонной упаковки осуществлялась по договору поставки товаров для республиканских государственных нужд.
Взамен предусмотренных ранее документов заявители представляют подписанный и заверенный печатями сторон акт сверки за отчетный период. Такой акт должен содержать дату и номер договора, по которому проводится сверка, и информацию о хозяйственных операциях, совершенных на основании данного договора, с указанием:
– даты совершения операции;
– ее оценки в натуральных и стоимостных показателях;
– даты и номера товарной или товарно-транспортной накладной, которой оформлена операция.
Если же передача отходов бумаги и картона осуществлялась по иному договору (не для республиканских государственных нужд), то, как и ранее, представляются заверенные копии накладных и их опись согласно приложению 4.
Таким образом, состав и формы представляемых документов зависят от того, на какой вид компенсации претендует заявитель (см. таблицу).
Справочно: заявители, которые применяют собственную систему сбора отходов для выполнения обязанности в рамках Указа № 313 и претендуют на компенсацию за отходы, объемы которых не включены в счет выполнения обязанности, дополнительно представляют информацию об общих объемах сбора отходов товаров, отходов упаковки, отходов бумажной и (или) картонной упаковки (кроме, полученных из отходов производства) и (или) многооборотной стеклянной упаковки за отчетный период с указанием объемов, собранных в соответствии с требованиями подп. 1.4 п. 1 Указа № 313 |*|.
Государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор) вправе дополнительно запросить иные документы, подтверждающие сбор и передачу отходов и (или) многооборотной стеклянной упаковки, в т.ч. заверенные копии договоров, в соответствии с которыми осуществлялась передача отходов и (или) многооборотной стеклянной упаковки, и первичных учетных документов о сборе.
Компенсация, как и ранее, выплачивается на основании договора и в те же сроки
Выплату компенсации оператор осуществляет, как и ранее, на основании договора о выделении средств на компенсацию, после включения организации в установленном порядке в перечень получателей компенсации.
Организации, которые уже заключили договор о выделении средств на компенсацию, смогут получать на его основании и новую компенсацию за отходы производства. Заявители, которые ранее не получали компенсацию, должны обратиться к оператору за заключением договора.
Справочно: форма договора о выделении средств на компенсацию размещена на сайте оператора http://vtoroperator.by/ в разделе «Общая информация – Важно знать».
Сроки представления документов для выплаты компенсации не изменились: не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (календарный месяц).
При этом в отношении компенсации за отходы бумаги и картона из отходов производства сроки представления документов за октябрь и ноябрь текущего года продлены до 10 февраля 2017 г. (п. 2 постановления № 31).
Справочно: организациям, которые уже подали документы для получения компенсации за сбор отходов бумаги и картона из отходов потребления за октябрь и ноябрь текущего года, при подаче нового пакета документов необходимо перенести (продублировать) ранее направленные данные учета сбора отходов бумаги и картона в новую форму. В расчет суммы средств объемы отходов потребления, ранее поданных на компенсацию, повторно включать не нужно. Выплата компенсации за отходы потребления |*| за октябрь и ноябрь будет осуществляться на основании ранее поступивших документов «по старой форме», если они были поданы до вступления в силу постановления № 31.