Организация ввозит ассортимент товаров с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8471 – комплектующие при сборке компьютеров (ПЭВМ), реализуемых на территории республики.
Данные комплектующие упакованы в бумагу и коробки.
Возникли следующие вопросы:
1. Какой из этих товаров подпадает под действие Указа № 313* – ввозимые комплектующие или собранные ПЭВМ?
________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).
Компьютеры, если относятся к продукции собственного производства.
Организации, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) и ввоз товаров, указанных в приложении к Указу № 313, ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование:
– отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313;
– отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (далее – обязанность и отходы товаров и отходы упаковки).
Обязанность не распространяется на поставщиков в части ввезенных товаров, названных в приложении, если они предназначены для использования в качестве запасных частей (комплектующих) при производстве других товаров, также названных в приложении к Указу № 313 (абз. 9 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Таким образом, в данном случае есть 2 варианта ответа.
Вариант 1. Обязанность возникает только в отношении произведенных компьютеров, если:
1) ввозимые комплектующие предназначены для производства компьютеров, которые тоже содержатся в приложении к Указу № 313 (классифицируются кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8471 30 000 0);
2) эти компьютеры относятся к товарам собственного производства организации.
Справочно: условия и критерии, при соблюдении которых произведенная продукция относится к продукции собственного производства, определены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817.
Принадлежность продукции производителя к продукции собственного производства подтверждается сертификатом, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520.
Вариант 2. Если собираемые организацией компьютеры (ПЭВМ) не являются продукцией собственного производства, то обязанность возникает в отношении ввезенных комплектующих с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8471.
2. Возникает ли у организации обязанность в отношении упаковки ввезенного товара?
Не возникает.
У организации не возникает обязанность в отношении упаковки, в которой находятся комплектующие, поскольку она использует ввезенные товары в своей деятельности в качестве материалов (абз. 13 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Организация ввозит машинные масла (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 820 0, 2710 19 880 0) в пластиковых канистрах. Она использует масла как материалы при производстве сельскохозяйственной техники.
Является ли организация обязанным лицом в рамках Указа № 313? Если да, то в отношении чего: масел или упаковки?
Не является.
Перечень льгот, освобождающих организации от выполнения обязанности, содержит подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 |*|.
* Порядок применения льгот в рамках Указа № 313 доступен для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2015-47-25
Так, обязанность:
– не возникает у импортеров масел с основным видом деятельности – «производство транспортных средств, машин и оборудования», если данные масла используются как сырье или материалы для производства продукции (абз. 11 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313);
– не распространяется на импортеров в отношении упаковок (в нашем случае это пластиковые канистры), в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности как основные средства, материалы, сырье, запасные части (комплектующие) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд (абз. 13 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Таким образом, у организации обязанность не возникает ни в отношении ввозимых масел, ни в отношении канистр.
Организация производит и реализует на внутреннем рынке пленку из полиэтилена. Часть пленки покупатели приобретают для производства полимерной упаковки. Кроме того, организация производит упаковку для своей продукции.
Возникли следующие вопросы:
1. Вправе ли организация применить льготу, освобождающую ее от выполнения обязанности (от уплаты оператору* определенной суммы платы) в отношении пленки, используемой покупателями для производства упаковки?
________________
* ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор).
Вправе, при соблюдении определенных условий.
Производитель пленки освобождается от внесения платы оператору, если эта пленка была использована для производства полимерной упаковки (абз. 9 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
В приведенной ситуации и пленка, и произведенная из нее упаковка – это товар, названный в приложении к Указу № 313. Обязанность в таком случае возникает в отношении конечной производимой продукции – упаковки.
Если произведенная организацией пленка используется покупателями в качестве сырья (материала) для производства собственной продукции – полимерной упаковки, то обязанность возникает у покупателей – производителей упаковки.
Для применения льготы организация-производитель подтверждает факт того, что произведенная пленка реализована для последующего использования в производстве упаковки. Для этого в договоре на поставку пленки указывают соответствующие цели приобретения покупателем товара и условия представления покупателем документов, подтверждающих использование пленки для производства товаров, названных в приложении к Указу № 313 (часть третья подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
2. Как правильно исчислить сумму платы в случае, когда организация из указанной пленки сама изготовила упаковку для своей продукции – исходя из объема производства пленки или упаковки из нее?
Исходя из объема произведенной конечной продукции (полимерной упаковки).
Ситуация аналогична и в отношении пленки, которую организация использовала для производства упаковки своей продукции.
Организация вправе применить в отношении такой пленки указанную льготу. Обязанность возникает в отношении произведенной полимерной упаковки, а льгота – в отношении пленки, использованной для производства упаковки.
Соответственно использование пленки для производства упаковки подтверждают данные бухгалтерского учета организации, первичные документы и др.
Сумма платы рассчитывается исходя из количества произведенной и реализованной в Республике Беларусь в отчетном периоде полимерной упаковки (абз. 2 п. 12 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708).
Организация с сентября 2015 г. ввозит электроприборы для укладки волос (код ТН ВЭД ЕАЭС 8516 32 000 0). Эти товары упакованы в полимерную и (или) картонную упаковку.
Договор об организации сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и отходов упаковки заключен с оператором только в июле 2016 г.
Каковы дальнейшие действия организации для выполнения обязанности?
Произвести расчет суммы платы за ввезенные товары, в т.ч. до заключения договора, и внести на счет оператора.
В отношении товаров с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8516 32 000 0 и полимерной и (или) картонной упаковки, в которую упакованы эти товары, у организации возникла обязанность, предусмотренная Указом № 313. Организация:
1) рассчитывает сумму платы и вносит на счет оператора.
Сумму рассчитывают за все ввезенные товары и упаковку вне зависимости от того, были они ввезены до или после заключения договора с оператором;
2) представляет информацию о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – отчет).
В данном случае организации надо было заполнить отчеты за III и IV кварталы 2015 г. (по формам, действовавшим в тот период), I и II кварталы 2016 г.
Последний отчет следовало представить оператору не позднее 22 июля 2016 г.;
3) исчисляет самостоятельно пени в размере 1/10 % за каждый день просрочки.
Если плата оператору вносится с нарушением предусмотренных сроков (не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом), то дополнительно плательщик вносит пеню в размере 1/10 % за каждый день просрочки (часть вторая подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).
Пени начисляют на рассчитанную сумму платы за ввезенные электроприборы и упаковку исходя из количества дней просрочки.
Пример. Расчет пени
Организация 19 июля 2016 г. перечислила на расчетный счет оператора плату за упаковку и товары (код ТН ВЭД ЕАЭС 8516 32 000 0), ввезенные с сентября 2015 г. по 30 июня 2016 г., и пеню.
Рассмотрим пример расчета пени (см.таблицу).
При расчете суммы применяют размер платы («ставку»), действующий на момент возникновения обязанности.
В отношении товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8516 32 000 0 размер платы |*| равен:
– в 2015 г. – 0,3 % от контрактной стоимости;
– в 2016 г. – 1 %.
* Случаи, когда организации могут не вносить плату оператору за сбор и обезвреживание отходов товаров и отходов упаковки, доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2015-08-24
Размер платы для упаковки составляет:
– для картонной упаковки – 700 000 руб. за 1 т (2015 г.) и 1 000 000 руб. за 1 т (2016 г., с 1 июля – 100 руб.*);
________________
* Размеры платы в деноминированных рублях определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2016 № 552.
– для полимерной упаковки – 1 000 000 руб. за 1 т (2015 г.) и 1 300 000 руб. за 1 т (2016 г., с 1 июля – 130 руб.).
Справочно: при расчете размера платы, установленной в процентах от стоимости товаров, поставщик использует стоимость ввезенных товаров согласно внешнеторговому договору без учета НДС, таможенных платежей и транспортных расходов.
Если стоимость ввезенных товаров во внешнеторговом договоре указана в иностранной валюте, плата расчитывается по курсу Нацбанка на дату возникновения обязанности.
Датой возникновения обязанности по ввозимым товарам и упаковке считается дата выпуска таких товаров на основании таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата принятия на учет, если таможенное декларирование и выпуск по законодательству не производятся.