Законом РБ от 31.12.2013 № 96-З внесены очередные комплексные изменения в Налоговый кодекс РБ (далее – НК). Целый ряд новаций касается взаимодействия налоговых и таможенных органов и плательщиков. Рассмотрим их.
С 2014 г. плательщики не будут, как ранее, платить пени за то, что они воспользовались неправильными разъяснениями районных налоговых инспекций
До 2014 г. гарантия административной и судебной защиты прав и законных интересов плательщиков, предусмотренная п. 3 ст. 21 НК, распространялась только на случаи исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), произведенных плательщиками на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных от МНС.
С 2014 г. такая гарантия распространяется и на письменные разъяснения территориальных налоговых органов. Соответствующие изменения внесены и в ст. 52 НК. Они исключили начисление пеней на суммы налогов, сборов (пошлин) в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений районных налоговых органов.
Как видим, данные новации уравняли последствия письменных разъяснений МНС и его территориальных органов.
Отметим, что необходимость введения данной нормы возникла не сегодня. Ведь плательщику получить ответ непосредственно от МНС не так-то просто. Обращения по вопросам разъяснения налогового законодательства первоначально рассматриваются "на местах", т.е. в районных, городских инспекциях МНС по месту постановки на учет плательщика. Если организация примет решение направить свое обращение сразу в областную (Минскую городскую) инспекцию МНС или в МНС, то ее обращение все равно будет перенаправлено для первоначального рассмотрения в местный налоговый орган. Эти правила закреплены в подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц".
Таким образом, теперь плательщик, получивший разъяснение своей налоговой инспекции, может руководствоваться им, не опасаясь начисления пеней. Обжаловать полученный ответ в МНС с целью получить письменное разъяснение непосредственно от него, не будет необходимости.
Напомним, что организация, направляющая обращение в налоговые органы, должна в нем указать:
– наименование и (или) адрес налогового органа, в который направляется обращение;
– полное наименование юридического лица и его место нахождения;
– суть обращения;
– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица;
– информацию о результатах предыдущего рассмотрения обращения (если ранее направлялся запрос в нижестоящий орган) с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов (пп. 3, 7 ст. 15 Закона РБ "Об обращениях граждан и юридических лиц").
В то же время плательщикам, не согласным с полученным разъяснением и обжалующим его в судебном порядке, надо учитывать следующее: изменениями, внесенными в приложение 16 к НК, предусмотрено, что рассмотрение жалоб на ответы госорганов на обращения юридических лиц, подаваемых в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, оплачивается государственной пошлиной в размере 20 базовых величин (по каждому требованию о признании полученного ответа недействительным), а подаваемых в экономические суды областей (города Минска) – 10 базовых величин.
От редакции:
Плательщиков, получающих письменные разъяснения от налогового или иного государственного органа, всегда волновал вопрос об ответственности. Например, кто будет нести ответственность в случае выявления факта неуплаты (неполной уплаты) налогов, допущенной в связи с использованием плательщиком разъяснения по применению акта налогового законодательства, полученного от налогового органа?
Из письма МНС, Минфина и Минэкономики РБ от 14.06.2013 "О некоторых вопросах привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности" (официальный сайт МНС РБ www.nalog.gov.by (раздел "Письма"), 18.06.2013), следует, что меры административной ответственности не должны применяться, если правонарушение явилось следствием выполнения плательщиком разъяснений уполномоченного государственного органа*, так как в данном случае будет отсутствовать вина плательщика, действовавшего в соответствии с полученным разъяснением уполномоченного государственного органа. Необходимо иметь в виду, что выполнение плательщиком разъяснения уполномоченного государственного органа, полученного непосредственно этим лицом на основании письменного запроса, не повлечет применение мер административной ответственности только в том случае, когда такие разъяснения основаны на полной и достоверной информации, представленной плательщиком в запросе. При этом оценку полноты и достоверности информации, представленной плательщиком в запросе о получении разъяснений в уполномоченный государственный орган, должен давать орган, ведущий административный процесс.
____________________________
* Под уполномоченным государственным органом надлежит понимать государственный орган, наделенный законодательными актами или актами Правительства Республики Беларусь правом разъяснять применение норм законодательства либо осуществлять методологическое регулирование в соответствующей сфере государственного управления.
Указанное письмо не распространяется на применение письменных разъяснений, данных уполномоченным государственным органом в отношении неограниченного круга лиц по запросам предпринимательских и иных объединений (союзов), групп плательщиков или без указанных запросов через непосредственную рассылку, публикацию в средствах массовой информации, размещение в сети Интернет.
В новой редакции НК более четко изложены обязанности плательщиков по представлению тех или иных документов в налоговые органы
Так, в подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК конкретизировано, что документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), необходимо представлять лишь в случаях, установленных законодательством. Это значит, что налоговый орган (конечно, если речь не идет о проводимой выездной проверке) не может в любой момент потребовать у организации представить какие-либо документы по своему усмотрению.
Пример
Налоговый орган в феврале 2014 г. проводит камеральную проверку организации, осуществляющей торговую деятельность. В ходе проверки от организации потребовали представить товарные и товарно-транспортные накладные за проверяемый период.
В данном случае действия проверяющих неправомерны. Налоговый орган при проведении камеральной проверки не вправе требовать представления документов, обязанность представления которых прямо не закреплена в законодательстве.
В отношении данной проверки НК предусмотрено только одно исключение: поскольку документы, подтверждающие право на налоговые льготы, представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом), где льгота применена, не нужно, то при проведении такой проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, использующих налоговые льготы, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на эти налоговые льготы, дополнительные сведения, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин) (п. 3 ст. 70 НК).
С 2014 г. непосредственно в подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК закреплена обязанность плательщиков не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством РБ.
Важно! Представлять отчетность, составленную в соответствии с МСФО, а также консолидированную или промежуточную отчетность (в случае ее составления) в налоговые органы не требуется.
Что же касается сведений о дебиторской задолженности (т.е. перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности), то с 2014 г. их нужно будет представлять не только в налоговый орган по месту постановки на учет, как ранее, но и в таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей (новая редакция подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК). Но если налоговому органу такие сведения нужно представлять не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, то в таможенный орган – не позднее 10 рабочих дней со дня получения плательщиком (его представителем) решения таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней.
Справочно: согласно ст. 119 проекта закона РБ "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (принят парламентом Республики Беларусь 19 декабря 2013 г. и направлен для подписания Президентом РБ; вступит в силу через 3 месяца после его официального опубликования) до применения мер по взысканию таможенных платежей таможенный орган направляет (вручает) плательщику решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки. Меры по взысканию таможенных платежей применяются по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки. В случае если решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки не получены плательщиком по не зависящим от таможенного органа причинам, меры по взысканию указанных таможенных платежей применяются по истечении 2 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о неполучении плательщиком решения.
Заодно в ст. 58 НК закреплено право таможенных органов обращать взыскание неуплаченных налоговых платежей и пеней на дебиторскую задолженность. Так, таможенные органы будут вправе осуществлять взыскание налогов, сборов (пошлин) и пеней за счет средств дебиторов плательщика-организации в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) таможенного органа, осуществляющего взыскание. Решение может быть вынесено в отношении одного или нескольких дебиторов и должно содержать указание:
– на счета дебитора;
– сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности дебитора плательщику.
Основанием для вынесения такого решения является один из следующих документов:
1) справка наличия дебиторской задолженности у плательщика-организации.
Такую справку будут составлять таможенные органы по форме, которая должна быть утверждена ГТК.
Оформление этой справки производится на основании:
– либо перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности и копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (о необходимости их представления в таможенный орган мы говорили ранее);
– либо документов о дебиторской задолженности, представленных органами Комитета госконтроля РБ;
– либо результатов мероприятий по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов (право таможенных органов проводить такие мероприятия закреплено в ст. 782 НК с 2013 г.);
– либо результатов проверки, проведенной таможенным органом;
2) заявление плательщика об уступке требования кредитора и документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и плательщиком документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора.
Отметим, что взыскание налога, сбора (пошлины), пени не допускается за счет:
– денежных средств на корреспондентских счетах дебитора плательщика-организации, благотворительных счетах, открытых дебитору для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами, а также на счетах по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов;
– дебиторской задолженности, по которой не наступил срок уплаты в соответствии с договором (т.е. плательщики при подготовке информации в таможенные органы о наличии дебиторской задолженности, а также таможенные органы при проведении вышеназванных мероприятий, проверок и взыскании задолженности должны учитывать сроки исполнения партнерами договорных обязательств).
Важно! Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик (п. 3 ст. 58 НК). Это значит, что в случае необоснованного взыскания денежных средств с дебитора, последний вправе требовать возмещения причиненных убытков не с таможенного органа, осуществившего взыскание, а с плательщика, представившего недостоверные сведения.
С 2014 г. расширен перечень оснований для приостановления операций плательщика по его счетам в банке
Как известно, с начала 2013 г. налоговые органы ведут реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр). Основания для включения в этот реестр определены Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" (далее – Указ № 488). С 2014 г. налоговый орган на основании дополнений, внесенных в ст. 53 НК, вправе приостановить операции по счетам также в случае:
– включения плательщика в реестр;
– если сумма денежных средств, поступившая на счета коммерческой организации в банках за месяц, превысила 5 000 базовых величин и при этом руководитель этой коммерческой организации или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени коммерческой организации лицо не располагают сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.
Напомним, что последнее обстоятельство является согласно Указу № 488 основанием для включения организации в реестр, но, по-видимому, налоговые органы при его выявлении будут приостанавливать операции по счету еще до ее включения в реестр.
Соответственно приостановление операций по счетам будет отменяться:
– в первом случае – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем исключения лица из реестра;
– во втором случае – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения налоговым органом информации от руководителя юридического лица или иного лица, уполномоченного в установленном порядке действовать от имени юридического лица, о соответствующих фактических обстоятельствах.
Под особый контроль возьмут налоговые органы все банковские операции, совершаемые с участием субъектов, включенных в реестр (соответствующие дополнения внесены в ст. 68 НК). Так, банки будут представлять МНС в течение 3 рабочих дней с даты проведения операций по счету такого субъекта сведения о совершенной операции с указанием информации об организациях или индивидуальных предпринимателях – отправителях (получателях) средств.
Ряд дополнительных обязанностей по представлению в налоговые органы документов возложен на так называемых крупных плательщиков (новая ст. 641 НК). Правда, реально эти обязанности нужно исполнять только с 2015 г., поскольку перечень крупных плательщиков должен утверждаться МНС до 1 октября года, предшествующего году его введения в действие, и вводиться в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения.
Попавшие в перечень крупные плательщики должны будут представлять в налоговые органы по месту постановки на учет по установленным МНС форматам в виде электронного документа:
– годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом;
– промежуточную индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность (за исключением месячной отчетности) – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом;
– книгу покупок – ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (обязанность ведения ими этой книги особо закреплена в п. 6 ст. 107 НК, так как по общему правилу ведение этой книги не является обязательным).
Справочно: в перечень попадут белорусские организации, имеющие выручку (доходы) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень, не менее 1 трлн. бел. руб. при одновременном наличии одного из следующих показателей:
– суммарный объем налогов, сборов (пошлин), исчисленных организацией в году, предшествующем году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 75 млрд. бел. руб.;
– разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, согласно налоговой декларации (расчету) по НДС за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень, превышает 75 млрд. бел. руб.
Перечень не будет изменяться в течение 2 календарных лет.
Из НК исключены все положения, касающиеся хозяйственных групп
Данные новации приняты в соответствии с Указом Президента РБ от 22.08.2013 № 368 "О признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь и прекращении создания и деятельности хозяйственных групп".
Этим Указом было предписано участникам всех ранее созданных хозяйственных групп принять до 31 декабря 2013 г. в установленном порядке меры по прекращению деятельности данных хозяйственных групп. В случае необходимости они вправе объединиться в иные формы объединений юридических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренные законодательством. Правда, следует иметь в виду, что при намерении осуществлять предпринимательскую деятельность это должны быть те формы, которые предусматривают возможность ее осуществления (например, коммерческие организации). Создание объединений юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в форме ассоциаций и союзов не имеет смысла, поскольку они могут действовать только в целях координации деятельности коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, а также коммерческих и (или) некоммерческих организаций и представления и защиты общих интересов. Заниматься же предпринимательской деятельностью ассоциация или союз могут только посредством создания иных коммерческих организаций и (или) участия в них, а не непосредственно (ст. 121 Гражданского кодекса РБ).