Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта было утверждено постановлением Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13.
За период, истекший после принятия постановления № 13, отдельные нормативные правовые акты утратили силу, в отдельные внесены изменения и дополнения. Так, изменения коснулись и нормативно-правовой базы, регулирующей отдельные вопросы трудового законодательства. Это и обусловило необходимость актуализации норм рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Так, в течение 2005–2010 гг. законами Республики Беларусь неоднократно вносились изменения и дополнения в Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 (далее – ТК). В частности, Законом РБ от 20.07.2007 № 272-З "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" внесены изменения и дополнения в статьи, регулирующие вопросы рабочего времени и времени отдыха:
– ст. 113 "Сокращенная продолжительность рабочего времени для работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";
– ст. 114 "Сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников";
– ст. 115 "Нормирование продолжительности ежедневной работы (смены)";
– ст. 116 "Продолжительность работы в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню";
– ст. 117 "Работа в ночное время";
– ст. 118-1 "Ненормированный рабочий день";
– ст. 120 "Ограничение сверхурочных работ";
– ст. 125 "Сменная работа и режим рабочего времени при сменной работе";
– ст. 126 "Суммированный учет рабочего времени";
– ст. 136 "Выходные дни";
– ст. 146 "Компенсация за работу в выходной день";
– ст. 148 "Компенсация за работу в государственные праздники и праздничные дни";
– ст. 318 "Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха в организациях связи, электроэнергетики и транспорта".
По нормам ст. 318 особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха в организациях связи, электроэнергетики и транспорта в пределах норм, установленных ТК, определяются положениями о рабочем времени и времени отдыха для отдельных категорий работников, утверждаемыми Правительством РБ или уполномоченным им органом.
В течение указанного выше периода также приняты:
– Закон РБ от 14.08.2007 "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (в новой редакции);
– Закон РБ от 05.01.2008 "О дорожном движении";
– постановление Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров";
– постановление Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 "Об утверждении правил автомобильных перевозок грузов".
Обращаем внимание: в Положении есть изменения
Руководствуясь положениями нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы автомобильных перевозок пассажиров и грузов, а также Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (том 12, выпуск 52, раздел "Автомобильный и городской электрический транспорт"), содержащим квалификационные характеристики профессии "Водитель автомобиля", в названии комментируемого Положения и далее по тексту использован термин "водитель автомобиля" вместо применяемого ранее "водитель автомобильного транспорта".
В Положении устранено дублирование нормативных предписаний и их множественность по одному и тому же вопросу. В соответствии со ст. 23 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" нормы и информация, содержащиеся в ТК и других нормативных правовых актах, исключены, термины и формулировки приведены в соответствие с действующим законодательством.
На основании постановления Минтранса РБ от 14.11.2007 № 69, признавшего утратившим силу постановление Минтранса РБ от 30.03.2000 № 4 "Об утверждении перечня работников с ненормированным рабочим днем системы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", и ст. 118-1 ТК "Ненормированный рабочий день" из Положения исключены нормы в части ненормированного рабочего дня водителей служебных легковых автомобилей.
При разработке нового Положения были использованы отдельные нормы приказа Минтранса РФот 20.08.2004 № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
Исходя из основных положений Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее – ЕСТР), в гл. 1 "Общие положения" установлено, что в отношении водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, применяются положения ЕСТР, заключенного в г. Женеве 01.07.1970.
Положение учитывает специфику организации труда и регулирует рабочее время и время отдыха водителей автомобилей (за исключением водителей автомобилей, занятых на международныхавтомобильных перевозках), выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, исходя из специфики организации их труда и отдыха, распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.
Режим рабочего времени и времени отдыха, предусмотренный комментируемым Положением, является обязательным при составлении графиков работ (сменности) водителей автомобилей
Графики работ (сменности) составляются нанимателем для всех водителей автомобилей ежемесячно на каждый рабочий день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей автомобилей непозднее чем за один месяц до их введения. Ими устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работ (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профессиональным союзом (далее – профсоюз) (при его наличии) (по нормам ст. 123 ТК).
Трудовой распорядок для работников определяется следующими локальными нормативными актами (ст. 194 ТК):
– правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, соглашениями, положениями и инструкциями по охране труда и другими локальными нормативными правовыми актами;
– штатным расписанием;
– должностными инструкциями работников;
– графиками работ (сменности);
– графиками отпусков.
График работ (сменности) необходим для успешной организации производственного процесса, скоординированной работы всех подразделений и отдельных работников организации. В настоящее время нормативными правовыми актами не закреплена единая форма графика работ (сменности). Поэтому наниматель вправе оформлять его в произвольной форме, которая при этом позволяет с точностью установить следующие показатели: количество смен; продолжительность смен; время начала и время окончания работы каждой смены; время перерыва для отдыха и питания и т.д. Специфика организации производственного процесса на предприятиях различных сфер деятельности может иметь значительные отличия и накладывает отпечаток на режим труда и отдыха. Это обуславливает определенные отличия графиков работ (сменности), используемых как организациями различных сфер деятельности, так и внутри одной организации в отношении различных групп работников.
На междугородных перевозках при направлении водителей автомобилей в дальние рейсы, при которых водитель за определенную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы (смены) не может вернуться к постоянному месту работы, наниматель устанавливает ему задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
В течение рабочего времени водитель автомобиля обязан исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работ (сменности).
Началом работы считается время явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности), а окончанием работы – время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе с работы, в рабочее время не включается.
Что такое рабочее время водителей?
Рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов:
– подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 мин;
– времени проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 мин;
– времени управления автомобилем;
– времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс 2 водителей автомобиля;
– времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
– времени простоев не по вине водителя автомобиля;
– времени специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
– времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
– времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугородныхперевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля.
Продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс 2 водителей автомобиля, засчитываемого водителю автомобиля в рабочее время, устанавливается нанимателем (по согласованию с профсоюзом).
Продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю автомобиля в рабочее время, устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом.
В связи с введением новых норм Положения в проекте Тарифного соглашения между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников транспорта и дорожного хозяйства на 2011–2013 гг. в гл. 4 "Охрана труда. Режим труда и отдыха" предусмотрено время:
– присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс 2 водителей автомобилей (засчитывается водителю автомобиля в рабочее время в размере не менее 50 %);
– охраны груза и автомобиля (засчитывается водителю автомобиля в рабочее время в размере не менее 30 %).
Сменный и суммированный режимы рабочего времени: обратите внимание на особенности
Сменный режим работы определяет последовательность чередования водителей автомобилей по сменам, продолжительность каждой из которых составляет не менее установленной законодательством продолжительности ежедневной работы (смены) (в соответствии со ст. 125 ТК). Режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком работ (сменности). При этом продолжительность смены не может превышать 12 ч. Водители автомобилей чередуются по сменам равномерно. Работа в течение 2 смен подряд запрещается.
Суммированный учет рабочего времени устанавливается водителям автомобилей в тех случаях, когда по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени (в соответствии со ст. 126 ТК). Продолжительность учетного периода определяется нанимателем, может определяться календарными периодами (месяц, квартал) и не может превышать одного календарного года. Водителям автомобилей устанавливается, как правило, суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При этом сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать норму часов за этот период, рассчитанную в соответствии с законодательством о труде. При суммированном учете продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля может устанавливаться не более 10 ч, а в отдельных случаях (водителям автомобилей, работающим на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю автомобиля необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) – не более 12 ч, но не более 2 календарных дней подряд. В случаях, когда при осуществлении междугородной перевозки предусматривается пребывание водителя в автомобиле продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются 2 водителя автомобиля.
Для водителей автомобилей может вводиться рабочий день с разделением его на части (в соответствии со ст. 127 ТК). Между отдельными частями рабочего дня возможны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания общей продолжительностью не более 4 ч. Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается. Перерыв между 2 частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя.
Учет рабочего времени водителей автомобилей осуществляется на основании табеля учета использования рабочего времени, путевых листов и других документов. Время внутрисменных простоев учитывается начиная с 5 мин. Учет времени простоя водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе установленной формы. Время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается и оформляется выдачей разовых нарядов (согласно ст. 133 ТК).
Отдых должен быть также регулированным
Водителям автомобилей предоставляется в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется водителем по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст. 134 ТК). Перерыв для отдыха и питания рекомендуется предоставлять, как правило, через 4 ч после начала работы. После непрерывного 2-часового управления автомобилем водителю должен предоставляться специальный технический перерыв (включаемый в рабочее время) на 10 мин или он может быть присоединен к последующему перерыву после управления автомобилем в течение 4 ч, если не наступает период перерыва для отдыха и питания.
Если продолжительность смены по графику работ (сменности) больше 8 ч, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха (ст. 125 ТК).
Водителям автомобилей при сменной работе и водителям автомобилей, которым установлен суммированный учет рабочего времени, выходные дни могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам работ (сменности). При этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца. Эти дни выделяются в графике работ (сменности) из общего числа свободных от работы дней. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательством о труде. Привлекать водителя к работе в выходной день можно только с его согласия.
Допускается использовать для работы не более 12 выходных дней в году каждого водителя автомобиля (ст. 143 и 144 ТК).
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть более 42 ч. Она также может быть сокращена, но не менее чем до 24 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч (согласно ст. 138 ТК).
В случае, когда водители автомобилей, занятые на междугородных перевозках, не имеют возможности использовать дни еженедельного отдыха в период поездки, им должны предоставляться другие дни отдыха после возвращения к месту постоянной работы.
В государственные праздники и праздничные дни допускается работа водителей автомобилей, связанная с необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, если эти дни предусмотрены графиками работ (сменности) как рабочие, а также в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-технологическим условиям и при неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работах (в соответствии со ст. 147 ТК).
При суммированном учете рабочего времени работа в государственные праздники и праздничные дни по графику работ (сменности) включается в норму рабочего времени учетного периода.