Что осталось неизменным?
Указ № 376 изложил в новой редакции пп. 1–23 Указа № 510*. В то же время он сохранил действующие в настоящее время нормы Указа № 510.
__________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Например, остались неизменными требования к государственному контролю (надзору):
1) в части проверок.
Проверки (как и сейчас) будут проводиться только:
– теми органами, которые включены в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности;
– в отношении проверяемых субъектов, к которым (как и ранее) относятся:
организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика;
представительства иностранных организаций;
индивидуальные предприниматели;
нотариусы, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями;
– по вопросам, соответствующим компетенции контролирующего (надзорного) органа;
2) в части исполнения требований Указа № 510.
Требования Указа № 510 по-прежнему будут обязательными как для контролирующих (надзорных) органов, так и для проверяемых субъектов.
Среди них – запрет на незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта, принцип невиновности проверяемого субъекта, пока не доказано иное, профилактическая направленность контрольной (надзорной) деятельности, запрет на проверку проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, и др.;
3) в части подходов к определению совместной проверки;
4) в части оснований, по которым запрещается проводить проверки, и срока, в течение которого проверки запрещены.
С нового года также будет запрещено проведение проверок в течение 2 лет со дня:
– государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
– присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
– создания – представительств иностранных организаций;
– первоначальной выдачи свидетельства о регистрации – лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;
– первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (п. 4 действующего Указа № 510 и п. 7 Указа № 510 в редакции Указа № 376).
Необходимо отметить, что данный перечень дополнился новой позицией. Под указанный мораторий с нового года также будут подпадать введенные в эксплуатацию объекты строительства (в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта).
Справочно: случаи, когда проверки возможны в период моратория, предусмотрены в п. 8 Указа № 510 в редакции Указа № 376.
НОВАЦИИ, ВНЕСЕННЫЕ В УКАЗ № 510
Поменялись название проверки и требования к ее назначению
По мнению представителей контролирующих органов, ключевым изменением в контрольной (надзорной) деятельности является уход от плановых проверок. На смену им придут выборочные проверки.
Однако выборочные проверки по своей сути – это те же плановые проверки. Усовершенствовались лишь требования к основаниям их назначения |*|.
* Проблемы, которые могут возникнуть по результатам проверок, и их решение
Так, с 1 января 2018 г. выборочная проверка будет назначаться:
1) с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки.
Сегодня для назначения плановых проверок применяются критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска (высокой, средней или низкой), утвержденные ныне действующей редакцией Указа № 510;
2) на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).
При назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом будет учитываться информация, в т.ч.:
– представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);
– полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
– полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, от судов по находящимся в их производстве делам;
– полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.
Но и это еще не все. Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки будут определяться государственными органами (организациями), указанными в части первой п. 15 Положения о порядке организации и проведения проверок (в редакции Указа № 376):
– по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности (будет образован при КГК);
– на основании методики формирования системы оценки риска (должна быть утверждена Советом Министров до 1 декабря 2017 г.) (п. 9 Указа № 376).
Справочно: к государственным органам (организациям), указанным в части первой п. 15 Положения о порядке организации и проведения проверок (в редакции Указа № 376), относятся республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, органы КГК, Генеральная прокуратура, Нацбанк, Управление делами Президента Республики Беларусь, Белстат, областные и Минский городской исполкомы, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Государственный комитет судебных экспертиз, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.
Урегулирован вопрос с проверками, проводимыми несколькими контролирующими (надзорными) органами на протяжении 1 календарного года и более.
Указ № 376 определил, что выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.
Проведение в течение 3 календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) не допускается (п. 10 Указа № 376).
От редакции:
Однако Указ № 376 не разрешил проблему с количеством проведения иных проверок.
Известны случаи, когда организации подвергались различным проверкам (плановым, а чаще – внеплановым) более 20 раз в год.
Оснований для назначения внеплановых проверок станет меньше
Указ № 376 ввел новое основание для назначения внеплановой проверки в период 2-летнего моратория – это случаи установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемого субъекта (например, инфекционные заболевания, полученные через пищу или продукты, к которым относятся сальмонеллез, бруцеллез, туляремия, туберкулез, псевдотуберкулез, листериоз, сибирская язва, клещевой энцефалит, паратиф В, Ку-лихорадка и т.д.) (п. 8 Указа № 510 в редакции Указа № 376).
Вместе с тем с 1 января 2018 г. исключаются следующие основания для назначения внеплановых проверок в период 2-летнего моратория:
– для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности). При этом проверка иной осуществляемой таким субъектом деятельности не проводится;
– для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансовохозяйственным операциям (далее – встречная проверка);
– для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (далее – контрольная проверка).
С указанной даты станет меньше оснований для назначения внеплановых проверок в период 2-летнего моратория и у органов уголовного преследования.
В настоящее время такие проверки могут назначаться по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности |*| (п. 5 действующего Указа № 510).
С 1 января 2018 г. основанием для назначения внеплановой проверки будет только наличие возбужденного уголовного дела (п. 8 Указа № 510 в редакции Указа № 376).
Можно предположить, что сложившаяся сегодня ситуация, когда органы уголовного преследования, начав проверку на предмет наличия либо отсутствия признаков преступления, сразу же привлекают контролирующие (надзорные) органы посредством назначения проверки, поскольку основной целью проверки органа уголовного преследования становится получение письменного доказательства в виде акта проверки уполномоченного контролирующего органа, изменит подходы этих органов к сбору доказательств. Ситуации, когда для возбуждения уголовного дела по признакам осуществления незаконной предпринимательской деятельности сначала поручается проведение проверки контролирующему (надзорному) органу в целях получения незыблемого письменного доказательства в виде акта, канут в Лету.
Претерпел изменения порядок назначения и проведения внеплановых проверок и перепроверок
С 1 января 2018 г. внеплановая проверка:
– может назначаться Советом Министров Республики Беларусь, а не Премьер-министром, как сегодня;
– должна назначаться только в отношении конкретного субъекта (не может быть назначена в отношении неопределенного круга лиц);
– не будет назначаться при реорганизации субъекта хозяйствования |**|.
** Информация о том, кто и как может проверить организацию внепланово
Однако последняя новация не означает, что реорганизация станет панацеей от проверок. В случае если проверяемый субъект, включенный в план выборочных проверок, реорганизован до начала ее проведения, то контролирующий (надзорный) орган, запланировавший проверку, либо иной контролирующий (надзорный) орган, входящий в состав (систему) соответствующего государственного органа, ответственного за формирование сводных планов проверок, не позднее месяца, следующего за месяцем начала проверки, указанным в плане, вправе назначить и провести выборочную проверку в отношении юридического лица – правопреемника без внесения изменений в план выборочных проверок (п. 13 Указа № 510 в редакции Указа № 376).
Такой подход представляется правильным.
Позиция в отношении ограничений на проведение перепроверок значительно не изменилась (п. 12 действующего Указа № 510, п. 15 Указа № 510 в редакции Указа № 376).
Указ № 376 лишь внес некоторые коррективы в них (см. таблицу).
Справочно: Указ № 376 вывел из зоны действия Указа № 510 вопросы контроля обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Период налоговой проверки ограничен 5 годами
Указ № 376 ограничил проверяемый период проверки соблюдения налогового законодательства (п. 16 Указа № 510 в редакции Указа № 376).
Такая проверка с даты вступления в силу комментируемого Указа будет проводиться за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами.
Это, несомненно, положительный шаг государства в урегулировании проблемы, который заслуживает особого внимания.
Ограничивая проверяемый период при проведении проверок соблюдения норм налогового законодательства, государство учитывает тот факт, что законодательство, регламентирующее порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, и налоговое в частности, неоднократно менялось существенным образом и, по мнению автора, проверка деятельности субъектов сегодня за период более 10 лет (иногда более 20 лет) с учетом неоднократно обновленного состава работников контролирующих (надзорных) органов и при сроках проверки 30 дней, не может быть проведена с правильным применением норм и положений законодательства, действовавшего более 10, 15, а иногда и 20 лет назад.
Справочно: в Российской Федерации проверяемый период составляет до 3 лет (ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанная статья действует с 2007 г. Ее принятие не оказало негативного воздействия на экономику РФ как в части собираемости налогов, так и в части пресечения правонарушений в налоговой сфере.
Кроме того, в современных условиях активного перехода к применению в контрольной деятельности информационно-цифровых технологий, целью которых является обеспечение контрольной функции государства в режиме постоянного контакта с основными данными, отражающими характер и результаты деятельности субъектов хозяйствования как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, проверки более чем за 5 лет становятся экономически нецелесообразными и неэффективными.
Целесообразность принятого подхода заключается также в том, что при установлении нарушений за 5 лет у проверенного субъекта есть шанс не стать банкротом и рассчитаться с государством по долгам. А вот проверка за 10 и более лет деятельности ставит субъекта хозяйствования на грань банкротства, поскольку только исчисленные за несвоевременную уплату налогов пени могут стать «неподъемными» для субъекта хозяйствования |*|.
* Порядок проведения контрольного обмера и меры ответственности по выявленным в ходе обмера нарушениям