ПРЕДУСМОТРЕНА ДОПЛАТА К ПОСОБИЮ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ В ПОЛОЖЕНИИ-1
В Положении-1 приведен порядок начисления доплаты к пособию по беременности и родам, установленной п. 7 ст. 9 Закона (пп. 5, 16, 30 и приложение к Положению-1).
Разъяснено, что доплата производится, если размер пособия по беременности и родам по всем местам его назначения в общей сложности ниже, чем размер пособия(й) по уходу за ребенком до 3 лет, исчисленного(ых) за период со дня рождения ребенка (детей) по день, по который выплачено пособие по беременности и родам. Доплата к пособию по беременности и родам производится по одному месту получения пособия по беременности и родам (по основному месту работы) после назначения пособия по уходу за ребенком до 3 лет (в т.ч. если пособие по уходу за ребенком до 3 лет назначено по другому месту назначения).
Определен перечень документов, необходимых для получения указанной доплаты. Установлен 6-месячный срок для обращения за такой доплатой, а также утверждена форма заявления.
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПОЛОЖЕНИЕ-2
Определены сроки назначения государственных пособий в случаях установления отцовства по решению суда
Разъяснено, с кем из родителей, расторгнувших брак либо не состоявших в нем, учитываются дети.
Определены сроки назначения государственных пособий |*| в случаях установления отцовства по решению суда:
– после смерти матери ребенка, рожденного вне брака;
– признания матери недееспособной;
– лишения матери родительских прав;
– отобрания у матери ребенка по решению суда (п. 7 Положения-2).
* Информация о действующих в настоящее время размерах пособий на детей
Пособия на детей, проживающих и (или) обучающихся за пределами Республики Беларусь
Законом установлены 2 основных условия для назначения государственных пособий:
1) регистрация (получение разрешения на временное проживание) детей в Беларуси на день обращения;
2) фактическое проживание детей в стране как на день обращения, так и непосредственно при назначении государственных пособий.
Установлено, что государственные пособия не назначаются и не выплачиваются на детей, проживающих и (или) обучающихся за пределами Республики Беларусь, а также на детей, выехавших за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев (подп. 3.1 п. 3 ст. 1 Закона).
В связи с этим в Положении-2:
– введено уточнение по определению права на государственные пособия на детей, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь (получивших разрешение на временное проживание в Республике Беларусь) на день обращения за назначением государственных пособий (п. 14);
– закреплено право на получение государственных пособий на детей, обучающихся за пределами Республики Беларусь, в отдельных случаях (п. 15);
– определен порядок выплаты государственных пособий на детей, которые зарегистрированы и фактически проживают в Беларуси, выезжающих за пределы страны на срок не более 2 месяцев, и на детей, которые зарегистрированы в Беларуси, но фактически проживают за ее пределами и въезжают в Беларусь лишь на краткосрочный период. То есть право на выплату пособий в период нахождения ребенка за пределами страны рассматривается в зависимости от того, где ребенок преимущественно проживает: в Беларуси или за ее пределами (пп. 16 и 17);
– уточнено, при каких условиях следует рассматривать статус ребенка как преимущественно проживающего на территории Республики Беларусь. При этом за основу приняты 183 дня пребывания в общей сложности в пределах 12 месяцев, т.е. более или менее 6 месяцев в году (п. 17);
– определен перечень документов и (или) сведений, которыми подтверждается фактическое проживание ребенка в Республике Беларусь (п. 17);
– установлена выплата пособий за период нахождения ребенка за пределами страны свыше 2 месяцев, если ребенок не смог вернуться в Республику Беларусь до истечения 2 месяцев с момента выезда (форс-мажор) (п. 18);
– установлены новые подходы к определению периода, за который пособия не выплачиваются в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев. Так, если получатель пособия не сообщил сведения о выезде ребенка за пределы Беларуси на срок более 2 месяцев, возврату подлежит излишне выплаченная сумма пособия со дня выезда ребенка за пределы страны до конца месяца, в котором ребенок вернулся в Беларусь (п. 18).
Доплата к пособию по беременности и родам для лиц, не подлежащих государственному социальному страхованию
Конкретизирован порядок выплаты лицам, не подлежащим государственному социальному страхованию, доплаты к пособию по беременности и родам, установленной п. 7 ст. 9 Закона. К таким лицам относятся:
– обучающиеся;
– лица, зарегистрированные в качестве безработных;
– граждане, проходящие службу.
Данный порядок аналогичен установленному в Положении-1 (п. 26 Положения-2).
Воспитание детей в приемной семье: особенности определения размера пособия
Уточнено, что выполнение обязанностей по воспитанию детей в качестве приемного родителя в приемной семье и родителя-воспитателя в детском доме семейного типа рассматривается как работа на дому. С учетом этого для данной категории определяется размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет, а также уточняется, что указанные лица имеют право на назначение пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет (пп. 37 и 61 Положения-2).
Справочно: данная норма применяется в отношении родных (усыновленных) детей, детей, над которыми установлена опека, и не применяется в отношении приемных детей. На детей, находящихся в приемных семьях, государственные пособия не назначаются и не выплачиваются (подп. 3.6 п. 3 ст. 1 Закона).
Права на пособия временно проживающих в Республике Беларусь иностранных граждан
Временно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на государственные пособия при условии, если они относятся к категории работающих лиц или лиц, осуществляющих иные виды деятельности, с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда на социальное страхование (ст. 1 Закона). В Положении-2 уточнено, что такие граждане не имеют права на государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета:
– на пособие семьям на детей от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка до 3 лет;
– пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей;
– пособие на ребенка до 18 лет, инфицированного ВИЧ;
– пособие по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет (пп. 43, 52, 55, 62 Положения-2).
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет в отдельной ситуации
Закреплено право другого лица на назначение пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет в ситуациях, когда родители, усыновители (удочерители), опекуны (попечители) ребенка-инвалида не осуществляют уход (не имеют возможности осуществлять уход) за ним по состоянию здоровья или в связи с уходом за другим ребенком до 3 лет, другим ребенком-инвалидом до 18 лет, а также в силу иных обстоятельств, препятствующих осуществлению ухода за ребенком-инвалидом.
Обстоятельства, препятствующие осуществлению ухода за ребенком-инвалидом, устанавливает комиссия по назначению пособий (п. 60 Положения-2) |*|.
* Информация об особенностях назначения пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет
Внесены изменения в форму заявления о назначении государственных пособий
Форма заявления о назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, дополнена:
– информацией, которую заявитель обязан подтвердить, удостоверив ее своей подписью;
– перечнем обстоятельств, которые заявитель обязан сообщить в 5-дневный срок.
Форма указанного заявления дополнена также информацией об идентификационном номере, указанном в документе, удостоверяющем личность, лица, осуществляющего уход за ребенком до 3 лет, и родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей) ребенка. Эту информацию заявитель обязан указать при обращении за назначением пособий по уходу за ребенком до 3 лет или по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет в ситуациях, когда он не является лицом, осуществляющим уход за ребенком до 3 лет, или не является родителем, усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка (приложение 1 к Положению-2).
Кратко об иных изменениях и дополнениях
1. Уточнен порядок прекращения выплаты государственных пособий, установленный п. 3 ст. 24 Закона (п. 20 Положения-2).
2. Уточнено место назначения пособий несовершеннолетней матери.
3. Конкретизирован порядок назначения пособий отцу (отчиму) ребенка в случае, если мать (мачеха) ребенка в полной семье не имеет права на государственные пособия в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона (п. 2 Положения-2) |*|.
* Информация о нормах Закона о «детских» пособиях
4. Установлены документы и (или) сведения, которые государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия, могут запрашивать и получать без письменного согласия граждан в отношении самого гражданина и членов его семьи для назначения и выплаты государственных пособий, а также для проверки представленных гражданами документов и (или) сведений (п. 5 Положения-2).
5. Определен порядок возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий при добровольном согласии получателя (п. 21 Положения-2).
6. Определено, что единовременные пособия (женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и в связи с рождением ребенка) назначаются, если граждане имеют статус постоянно проживающих в Беларуси (для иностранных граждан – постоянно или временно проживающих и при этом работающих или осуществляющих иные виды деятельности) не только на день обращения, но и на день возникновения права на эти пособия – на дату рождения (усыновления, удочерения) ребенка (пп. 28 и 33 Положения-2).
7. Установлены документы и (или) сведения, подтверждающие фактическое проживание в Республике Беларусь одного из родителей в полной семье, родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя), опекуна ребенка не менее 6 месяцев в общей сложности в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу рождения ребенка, родившегося за пределами Республики Беларусь и зарегистрированного по месту жительства в Республике Беларусь, – для назначения пособия в связи с рождением ребенка, родившегося за пределами Беларуси (п. 31 Положения-2).
8. Указаны документы и (или) сведения, которыми подтверждается занятость родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей) ребенка-инвалида, для назначения пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет другому лицу в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона (п. 59 Положения-2).
9. Внесены изменения в перечни документов, на основании которых назначаются государственные пособия (пп. 27, 29, 34, 44 Положения-2).
10. Конкретизирован порядок определения размеров пособия в связи с рождением ребенка и по уходу за ребенком до 3 лет |**| в части особенностей учета детей, родившихся ранее (до рождения ребенка, на которого назначаются указанные виды государственных пособий), и при рождении близнецов (пп. 30 и 35 Положения-2).
** Информация о том, что пособия по уходу за ребенком до 3 лет будут перерасчитываться 2 раза в год
11. Установлен порядок назначения и выплаты пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей в ситуациях, когда право на такое пособие возникает после назначения семье пособия семьям на детей от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка до 3 лет (п. 48 Положения-2).
12. Дополнительно введен порядок приостановления и возобновления выплаты пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей после достижения детьми 14-летнего возраста (п. 51 Положения-2).
Основные изменения в Положении-3
Внесены изменения в форму протокола заседания комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности (приложение 1 к Положению-3).