Указ № 64 определил объекты сбораи плательщиков
Обязанность уплаты утилизационного сбора введена Указом Президента РБ от 04.02.2014 № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств" (далее – Указ № 64). При ввозе его будут взимать таможенные органы.
Данный сбор предусмотрен, в частности, в отношении транспортных средств:
– ввозимых (ввезенных) и помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В этом случае плательщиком рассматриваемого сбора будет выступать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) – декларант таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в отношении транспортного средства. Напомним, что выпуск для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст. 209 ТК ТС);
– ввезенных с территорий государств – членов Таможенного союза и подлежащих государственной регистрации на территории республики в соответствии с законодательством РБ.
ТК ТС в таком случае не предусматривает необходимость выпуска товаров в соответствии с какой-либо таможенной процедурой (таможенное оформление таких товаров не производится). Поэтому Указ № 64 в качестве плательщика рассматриваемого сбора определил юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), которое будет ввозить в Республику Беларусь с территорий государств – членов Таможенного союза транспортное средство.
Исключением из данного правила будут являться ввезенные (ввозимые) транспортные средства, на базе которых будут произведены (изготовлены) транспортные средства, которым в Республике Беларусь будет присвоен идентификационный номер (VIN) (подп. 1.12 п. 1 Указа № 64).
Пример 1*
ООО "Памир" по договору купли-продажи ввезло из Германии 2 грузовых автомобиля.
При их выпуске в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления Указом № 64 предусмотрена уплата утилизационного сбора.
Пример 2*
______________________
* По состоянию на март 2014 г.
ООО "Фортуна" по договору аренды ввезло из Германии пассажирский автобус, который декларирует в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска).
В отношении транспортного средства такого типа утилизационный сбор Указом № 64 установлен. Однако при помещении транспортного средства под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) такой сбор уплачиваться не должен.
Пример 3*
ООО "Руно" по договору купли-продажи ввезло из России легковой автомобиль производства России. Данный автомобиль таможенному декларированию не подлежит.
Вместе с тем для государственной регистрации его на территории Республики Беларусь придется уплатить утилизационный сбор, причем таможенным органам.
Справочно: Указом № 64 предусмотрено, что рассматриваемый сбор будет уплачиваться также физическими лицами таможенным органам в отношении транспортных средств:
– ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемых (выпущенных) в целях обращения без ограничений по пользованию и распоряжению в соответствии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 (далее – Соглашение);
– ввезенных с территорий государств – членов Таможенного союза и подлежащих государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством РБ.
Помимо этого установлено, что рассматриваемый сбор будет уплачиваться также в отношении транспортных средств, произведенных (изготовленных) на территории Республики Беларусь и отчуждаемых (за исключением отчуждаемых за пределы Республики Беларусь) либо используемых производителем (изготовителем) для собственных нужд, в т.ч. транспортных средств, произведенных (изготовленных) на базе ввозимых (ввезенных) транспортных средств, которым в Республике Беларусь присвоен идентификационный номер (VIN). Полномочия по взиманию такого сбора в указанныхслучаях предоставлены налоговым органам.
Утилизационный сбор будет взиматься с транспортных средств, соответствующих классификации, предусмотренной Межгосударственным стандартом
Для целей уплаты утилизационного сбора транспортные средства категорированы в приложении к Указу № 64.
При этом вышеуказанные категории транспортных средств должны соответствовать классификации, предусмотренной Межгосударственным стандартом ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация"(см. табл. 1).
Утилизационный сбор будет уплачиваться в Республике Беларусь однократно
Ставки утилизационного сбора уполномочен определить Совет Министров. Исходя из положений Указа № 64 можно сделать вывод, что будут установлены базовые ставки (причем в российских рублях) и коэффициенты к ним, зависящие от характеристик транспортного средства. Подлежащая уплате сумма в белорусских рублях будет определяться по официальному курсу белорусского рубля к российскому рублю, установленному Нацбанком на день принятия таможенным органом документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора. Форму такого документа, порядок его заполнения, представления, регистрации, внесения изменений и аннулирования должен определить ГТК.
Таким образом, в ближайшее время будем ожидать принятия соответствующих нормативных правовых актов Совета Министров и ГТК.
Сроки уплаты утилизационного сбора при ввозе транспортных средств
Указ № 64 определил в отношении ввозимых (ввезенных) транспортных средств сроки уплаты утилизационного сбора, контроль за уплатой которого возложен на таможенные органы. Они зависят от страны ввоза (см. табл. 2).
От редакции:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РБ порядке, а также приобретающие транспортные средства для формирования призового фонда лотереи (рекламной игры), вправе не регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи (розыгрыша) (п. 7 Положения № 1849).
В связи с этим при неосуществлении такими лицами регистрации ввезенных из России или Казахстана транспортных средств они не будут являться плательщиками утилизационного сбора в контексте Указа № 64. Представляется, что рассматриваемый сбор в данном случае должен уплатить покупатель транспортного средства у указанных лиц (победитель розыгрыша).
Отметим, что изложенное корреспондируется с подп. 1.3 Указа № 64, согласно которому плательщиком сбора в отношении ввозимых (ввезенных) транспортных средств выступает также лицо, которое приобрело в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление ввозимое (ввезенное) транспортное средство, по которому этот сбор не был уплачен.
Полагаем, что по данному вопросу требуется соответствующее разъяснение Совета Министров, на что он уполномочен п. 5 Указа № 64.
Как и куда уплатить утилизационный сбор
Контроль за уплатой утилизационного сбора возложен на таможенные органы. Он уплачивается:
– в белорусских рублях;
– в доход республиканского бюджета по соответствующим кодам классификации доходов бюджета. Действующей классификацией доходов бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2008 № 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь", пока соответствующего подраздела и раздела для зачисления утилизационного сбора не предусмотрено;
– на счет Минфина, открытый для зачисления платежей, контролируемых таможенными органами.
Это единый счет 3600920000008, открытый Минфину в белорусских рублях в Нацбанке (код банка: 153005042).
Формы уплаты такого сбора Указом № 64 не определены. Вместе с тем, руководствуясь ст. 46 Налогового кодекса РБ (далее – НК), полагаем возможным такую уплату производить как в безналичном порядке, так и наличными денежными средствами, а также путем зачета ранее излишне уплаченной сумы таможенного сбора, акцизов, НДС. Такой зачет предусмотрен ст. 60 НК, а ограничение его проведения в части ввозной таможенной пошлины установлено Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010.
Важно! За несвоевременную уплату суммы утилизационного сбора, а также его неуплату (неполную уплату) предусмотрены пени (ст. 52 НК) и привлечение к административной ответственности (ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
Освобождение от утилизационного сбора
Указом № 64 установлены, в частности, следующие случаи освобождения от утилизационного сбора при ввозе транспортных средств:
– транспортные средства, ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями либо личного пользования сотрудниками таких представительств, учреждений и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются гражданами Республики Беларусь;
– в иных случаях, определяемых Президентом.
Для целей получения освобождения в первом из вышеперечисленных случаев Совет Министров согласно Указу № 64 должен определить перечень документов, подтверждающих право на такие льготы.
Важно! Плательщиком утилизационного сбора в отношении ввозимых (ввезенных) транспортных средств будет выступать также лицо, которое приобрело в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление ввозимое (ввезенное) транспортное средство, в отношении которого этот сбор в связи с освобождением не был уплачен.
Такой сбор указанное лицо должно уплатить до государственной регистрации транспортного средства в соответствии с законодательством РБ.
Пример 4
Дипломатическое представительство в марте 2014 г. ввезло из Германии и выпустило для внутреннего потребления без уплаты утилизационного сбора легковой автомобиль.
Спустя год данное транспортное средство у представительства приобрело ООО "Шайба". Указанное общество должно уплатить утилизационный сбор до госрегистрации транспортного средства в ГАИ.