История вопроса
Напомним, что авансовые платежи относятся к текущим валютным операциям (с 12 декабря 2009 г. – вне зависимости от срока между датой платежа и датой поступления товара), осуществляемым, как правило, без ограничений (абз. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле").
Заметим, что обязательство не вводить ограничений на проведение текущих валютных операций без согласия Международного валютного фонда (МВФ) является одним из обязательств государств – членов МВФ. Однако данное валютное ограничение существует еще со времен СССР (было введено Госбанком в 1991 г.), и с тех пор сумма авансового платежа, требовавшая разрешения, постепенно повышалась с 10 тыс. долл. до 100 тыс., до 500 тыс. и до 3 млн. долл. США (с 4 июля 2006 г.).
Справочно: ранее валютное ограничение на авансовые платежи имело другие формы. Например, во времена действия Инструкции по осуществлению авансовых платежей по внешнеторговым договорам, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 28.08.2003 № 153 (ныне утратила силу), превышение лимита авансового платежа допускалось только в случаях наличия у резидента:
1) банковской гарантии или резервного аккредитива банка-нерезидента, обеспечивающих исполнение (а) обязательств по возврату авансового платежа либо (б) надлежащее исполнение внешнеторгового договора;
2) размещения плательщиком-резидентом в уполномоченном банке, через который осуществляется авансовый платеж, банковского депозита (в любой валюте, в т.ч. и белорусских рублях) на сумму превышения и сроком на 60 календарных дней с даты проведения авансового платежа;
3) заключенного между юридическим лицом – резидентом и страховой организацией – резидентом договора добровольного страхования предпринимательского риска юридического лица – резидента, при условии установления в договоре страхования страховой суммы, равной сумме превышения либо более;
4) разрешения Нацбанка.
Другими словами, ограничения были более мягкими.
Затем на короткое время ограничения на авансовые платежи были отменены. Однако мировой финансовый кризис вынудил вновь вернуться к ним, причем в более жесткой форме.
Для чего ограничивались авансовые платежи
Цели, которые преследует запрет авансовых платежей |*|:
* Информация о законодательном регулировании расчетов с нерезидентами доступна всем на портале GB.BY
а) защита интересов государства от неблагоприятных изменений в платежном балансе, которые могут быть вызваны фактами неисполнения своих договорных обязательств нерезидентами;
б) защита интересов самих импортеров-резидентов путем их переориентации на менее рискованные условия платежа.
Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт" (далее – постановление № 165) определило, что проведение импортером платежей в пользу нерезидента со счета, открытого в белорусском банке, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров (передаче охраняемой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг) запрещено, за исключением случая получения разрешения Нацбанка Республики Беларусь.
Из правила были исключения
Практически сразу после выхода постановления № 165 начали вводиться многочисленные исключения и целый ряд авансовых платежей был разрешен (см. таблицу).
Таким образом, существовавшие до отмены постановления № 165 ограничения распространялись только:
а) на валюту, приобретенную на внутреннем валютном рынке;
б) расчеты за пределами ЕврАзЭС.
Как видим, в большинстве случаев авансовые платежи допускались. Теперь сняты последние ограничения.
От редакции: в дополнение к комментарию по указанной теме см. письмо Нацбанка Республики Беларусь от 12.05.2015 № 31-15/416 на с. 46.