* Информация о том, что изменилось в 2016 г. в контроле за трансфертными ценами, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Напомним, что ранее налоговые органы в ходе проверки организации имели право проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях:
– реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;
– осуществления сделки (сделок) по внешнеторговой деятельности, в т.ч. сторонами которой (которых) являются взаимозависимые лица, если цена такой сделки (сделок с 1 лицом) превышает в течение одного календарного года 1 млрд. бел. руб. на дату:
реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату реализации;
приобретения товара (работы, услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату приобретения.
Приведенная норма не распространялась на камеральные проверки (п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), в редакции, применявшейся в 2015 г.).
Сделки по приобретению недвижимого имущества подлежат контролю
В условиях 2016 г. контролю, как и ранее, подлежат сделки с недвижимым имуществом, однако теперь не только при его реализации, но и при приобретении. Кроме того, контроль распространен на иные сделки, в результате которых может быть приобретено право на недвижимое имущество, в частности:
– сделки, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций – жилого и (или) нежилого помещения;
– сделки с жилищными облигациями в процессе их обращения, совершенные после государственной регистрации создания объекта строительства, когда цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на жилые и (или) нежилые помещения, идентичные (однородные) помещениям, в отношении которых реализованные (приобретенные) жилищные облигации удостоверяют внесение денежных средств, на дату признания дохода (затрат) от операций с ценными бумагами.
Исключение составляют операции эмитентов с облигациями собственной эмиссии.
По мнению автора, приведенные положения являются достаточно противоречивыми. В частности, основным принципом трансфертного контроля является сопоставимость сделок. В указанной же норме данный принцип нарушен, так как она предполагает сравнение цен сделок с жилищными облигациями с ценами сделок с жилыми и (или) нежилыми помещениями, идентичными (однородными) помещениями, в отношении которых облигации удостоверяют внесение денежных средств.
Можно согласиться с тем, что облигация удостоверяет определенные права на недвижимость, но часто лишь на ее часть. В любом случае сопоставление цен на облигации и цен на саму недвижимость в некоторых случаях может быть некорректным, так как это различные объекты гражданских прав и цены на них формируются под воздействием различных факторов и условий и могут приводить к определенным отклонениям.
Если такие сделки и сопоставлять, то с применением определенных поправочных коэффициентов.
Контроль цен во внешнеторговой деятельности: что изменилось
Как и ранее, контролю |*| подлежат сделки в рамках внешнеторговой деятельности по приобретению или реализации товаров (работ, услуг) с одним лицом на сумму, превышающую 1 млрд. бел. руб. Вместе с тем отдельные критерии претерпели существенные изменения.
* Информация об особенностях трансфертного ценообразования в Беларуси доступна всем на портале GB.BY
В частности, контролю теперь подлежат только те из сделок, которые совершены исключительно с взаимозависимыми лицами или лицами, место нахождения (место жительства) которых находится в государстве (на территории), включенном в перечень оффшорных зон, в т.ч. совершенные при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося (не являющихся) по отношению к ним взаимозависимым лицом.
Данные изменения приблизили белорусское законодательство к развитым налоговым практикам, так как ранее контроль мог осуществляться в отношении сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми без каких-либо ограничений, а это не согласуется с базовыми принципами налогового контроля за трансфертными ценами.
Под контролем сделки с определенными резидентами Республики Беларусь
Новшеством является контроль за сделками, не относящимися к внешнеторговым, а совершенными между белорусскими субъектами. В частности, в 2016 г. контролю подвергаются сделки, совершенные с взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь. В то же время должно быть соблюдено обязательное требование: этот резидент должен удовлетворять установленным НК критериям. В частности, он должен иметь право не исчислять и не уплачивать налог (освобожден от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, поскольку он относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.
Данная норма также вызовет ряд вопросов, так как в ней содержится лишь общее описание критериев. Она не дает исчерпывающего перечня категорий плательщиков, которые подпадают под ее действие. Например, неясно, следует ли относить к ним плательщиков, пользующихся льготами: ведь согласно ст. 43 НК налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Под особый контроль попали сделки со стратегическими товарами
Кроме сделок на суммы более 1 млрд. бел. руб., трансфертный контроль в 2016 г. будет применяться в следующих ситуациях: если в течение налогового периода сумма цены сделок по реализации товаров (работ, услуг) по внешнеторговой деятельности организации, реализовавшей стратегические товары по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, а также организации, включенной в перечень крупных плательщиков, с одним лицом превышает 10 млрд. бел. руб. (без учета косвенных налогов). Такой же контроль распространяется на аналогичные сделки по приобретению товаров (работ, услуг) (подп. 1.3 п. 1 ст. 301 НК). Такие сделки подлежат контролю и между лицами, непризнаваемыми взаимозависимыми.
Плательщики обязаны уведомлять о совершенных в налоговом периоде сделках
Существенным новшеством, которое сближает белорусское законодательство о контроле за трансфертными ценами с общемировыми практиками, является внедрение института документации по трансфертному ценообразованию.
В частности, с 2016 г. плательщики обязаны уведомлять о совершенных в налоговом периоде сделках путем представления в налоговый орган по месту постановки на учет:
1) информации об осуществлении указанных в подп. 1.1–1.3 п. 1 ст. 301 НК сделках (далее – информация о сделках). Информация о сделках представляется в налоговый орган путем внесения плательщиком сведений о них в электронный счет-фактуру (сведения вносятся в счет-фактуру независимо от суммы цены сделок и отклонения цен, примененных плательщиком, от рыночных цен) и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом МНС Республики Беларусь;
2) экономического обоснования примененной цены и (или) документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены по сделкам, в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 301 НК. Причем такие сведения представляются независимо от отклонения цен, примененных плательщиком, от рыночных цен.
Плательщики, осуществившие крупные сделки (подп. 1.3 п. 1 ст. 301 НК), обязаны составлять и по уведомлению (требованию) налогового органа представлять в этот налоговый орган документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, в разрезе каждого договора, дополнения к договору, спецификации. Под документацией, подтверждающей экономическую обоснованность примененной плательщиком цены, понимается совокупность документов или единый документ, составленные в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Беларусь), содержащие определенные НК сведения.
В свою очередь, все иные плательщики, т.е. плательщики, осуществившие сделки с недвижимым имуществом, а также сделки с взаимозависимыми лицами и резидентами оффшорных зон, определенные подп. 1.2 п. 1 ст. 301 НК, обязаны по уведомлению (требованию) налогового органа представлять экономическое обоснование примененной цены, подтверждающее, что примененная плательщиком цена соответствует рыночной цене по каждой сделке в разрезе договора, дополнения к договору, спецификации.