Должна ли лизинговая организация заполнять специальный формуляр по финансовым операциям с недвижимостью на сумму, превышающую установленные пороговые величины?
Не должна.
Финансовая операция подлежит особому контролю, если:
1) сумма финансовой операции равна или превышает:
2 000 базовых величин – для физических лиц;
20 000 базовых величин – для организаций (индивидуальных предпринимателей);
2) она относится к финансовым операциям с движимым и недвижимым имуществом (абз. 5 части первой ст. 7 Закона № 165-З*).
_________________
* Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).
Однако в изложенной ситуации лизинговой организации необходимо руководствоваться нормой, предусмотренной частью пятой ст. 9 Закона № 165-З.
Из нее следует, что по гражданско-правовым сделкам с имуществом, сделки с которым и (или) права на которое подлежат государственной регистрации, специальный формуляр заполняется и представляется лицами, осуществляющими государственную регистрацию такого имущества, прав на него и сделок с ним.
Согласно действующему законодательству регистрации подлежит недвижимое имущество, перечень которого определен ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
Государственную регистрацию с таким имуществом осуществляют:
– республиканская организация по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
– территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
– регистраторы (ст. 5 Закона № 133-З).
Таким образом, даже если у лизинговой организации операция с недвижимостью превышает установленные пороговые величины, обязанность по заполнению специального формуляра возлагается не на лизинговую организацию, а на организации, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества.
Каков механизм замораживания имущества, переданного лизингополучателю?
Лизинговые организации замораживают средства клиента, если он включен в перечень лиц, причастных к террористической деятельности.
В этом случае организация должна наложить запрет на пользование имуществом, переданным лизингополучателю в качестве предмета лизинга, направив письмо клиенту о запрете на пользование этим имуществом без указания причины замораживания имущества (п. 27 Инструкции № 494*).
_________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части осуществления ими деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 (далее – Инструкция № 494).
Организация вправе проинформировать собственника либо владельца средств после получения его письменного обращения.
Вправе ли организация вести журнал учета сообщений по операциям, вызывающим подозрение, в электронном виде?
Вправе.
При выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения:
1) работник организации должен составить сообщение в произвольной форме и передать его вместе с необходимыми документами по финансовой операции ответственному должностному лицу организации;
2) ответственное должностное лицо организации должно принять по такой операции решение о признании ее подозрительной (неподозрительной) и представлении (непредставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга.
Сообщения, по которым принято решения о ненаправлении специального формуляра, регистрируются в журнале учета сообщений. Форма такого журнала определяется организацией, осуществляющей финансовые операции, самостоятельно. Журнал учета сообщений можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 35 Инструкции № 494) |*|.
Организация, осуществляющая финансовые операции, просит организацию-клиента представить сведения о бенефициарном владельце организации.
Должен ли клиент представлять эти сведения и если да, то в каком объеме?
Должен. В объеме, позволяющем однозначно идентифицировать третье лицо.
Организации, осуществляющие финансовые операции, обязаны осуществлять идентификацию участников финансовой операции.
Полученные от клиента данные фиксируются в анкете клиента стандартной или расширенной формы (п. 16 Инструкции № 494).
Отметим, что представление таких данных – обязанность, а не право клиента организации, осуществляющей финансовые операции. Ее невыполнение влечет отказ организации в осуществлении финансовой операции клиента (часть вторая ст. 6 Закона № 165-З).
Анкета стандартной формы должна содержать перечень идентификационных данных, фиксируемых в соответствии со ст. 8 Закона № 165-З, анкета расширенной формы – перечень данных, определенных ст. 8 Закона № 165-З, и перечень дополнительных идентификационных данных согласно приложению 2 к Инструкции № 494.
Рассмотрим сведения, которые должны представляться клиентом – юридическим лицом и содержаться в указанных анкетах (см. таблицу).
При определении объема идентификационных сведений о третьих лицах, указываемых в анкете клиента, организация руководствуется перечнем сведений, установленным для анкеты стандартной формы, с учетом объема идентификационных данных, которыми обладает клиент в отношении третьего лица и которые однозначно его идентифицируют, например:
– для учредителя организации – физического лица: фамилия, имя, отчество; гражданство; дата и место рождения; место жительства (регистрации); реквизиты документа, удостоверяющего личность, либо личный номер;
– для юридического лица: наименование; место нахождения (юридический адрес); учетный номер плательщика (иной идентификационный номер для нерезидентов).
По какой форме необходимо вести журнал учета специальных формуляров?
В журнале регистрируются специальные формуляры, направленные в Департамент финансового мониторинга КГК.
Форма такого журнала законодательством не установлена, поэтому организация может определить ее самостоятельно.
Журнал можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
При этом бумажный носитель должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью организации.
Важно! Журнал учета специальных формуляров должен содержать сведения, предусмотренные п. 102 Инструкции № 367*.
____________________
* Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367.
Может ли лизинговая организация в целях ведения внутреннего контроля дополнить новыми критериями перечень критериев подозрительных операций, определенных Инструкцией № 494?
Не может.
Для лизинговых, микрофинансовых организаций, форекс-компаний критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые они должны использовать в работе, установлены в пп. 31–33 Инструкции № 494.
Данный перечень является ограничительным |*|.
* Комментарий к постановлению Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494