Заказчик процедуры государственной закупки |*| установил требование о представлении участниками справки из налоговых органов об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательством страны, резидентом которой он является, на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения.
* Информация о особенностях госзакупок в условиях деноминации доступна всем
Является ли обоснованным решение комиссии заказчика об отклонении предложения участника конкурса, представившего указанную справку на более позднюю дату?
Да, предложение должно быть отклонено.
Сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) удостоверяются справкой о состоянии расчетов с бюджетом. Такую справку выдает налоговый орган по заявлению плательщика, что предусмотрено в п. 1.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Справочно: срок выдачи справки для участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) – 2 рабочих дня; плата за выдачу справки не взимается.
Заинтересованное лицо, кроме сведений, определенных в п. 3 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», в заявлении о выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом для участия в процедуре государственной закупки товаров (работ, услуг) указывает дату, по состоянию на которую необходимо выдать справку, а также цель получения справки (подп. 1.21 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.05.2009 № 617 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур»).
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность получения указанной справки на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения. Этот механизм не может вызывать трудностей при применении на практике.
Важно! Комиссия заказчика (организатора) при проведении, например, открытого конкурса отклоняет предложение, если участник, представивший его, не соответствует требованиям к квалификационным данным, указанным в конкурсных документах. Такое право предоставлено п. 3 ст. 38 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).
При проведении процедуры государственной закупки заказчик для подтверждения квалификации участника требует представить «документы (лицензии, сертификаты и др.), предусмотренные законодательством».
Такое требование законно?
Требование заказчика неправомерно.
Заказчиком (организатором) устанавливаются квалификационные требования к участникам с указанием конкретного перечня документов и сведений, которые необходимо представить в предложении (ст. 15 Закона № 419-З).
Так, будет неправомерным установление квалификационных требований со следующей формулировкой:
– представить соответствующие специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством;
– представить сертификаты, выданные уполномоченными государственными органами, подтверждающие соответствие закупаемых товаров нормативным документам по стандартизации;
– представить документы, подтверждающие возможности по оказанию услуг и т.п.
Таким образом, заказчик (организатор), устанавливая квалификационные требования к участникам, должен указать конкретное наименование документа (либо перечень таких документов), подтверждающего квалификацию участника, например наименование сертификата (лицензии), который должен представить участник.
Применяется ли преференциальная поправка при процедуре закупки из одного источника?
Не применяется.
При проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка (подп. 1.7 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
Следовательно, при проведении процедуры закупки из одного источника преференциальная поправка не применяется.
Справочно: разъяснение Министерства торговли Республики Беларусь «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение» (письмо от 11.04.2016 № 14-07/926к) размещено на его официальном сайте в рубрике «Регулирование закупок», а также в базах законодательства.
Заказчик процедуры государственной закупки в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, установил в качестве квалификационного требования обязательное наличие сертификата системы управления качеством.
Правомерно ли это?
Правомерно.
Заказчик (организатор) государственной закупки для проверки квалификационных данных участника вправе устанавливать определенные требования, в т.ч. предусматривающие наличие опыта работы в соответствующей области деятельности, технической оснащенности, финансовых и других возможностей участника и т.д. (ст. 15 Закона № 419-З).
Законодательством не определен закрытый перечень таких требований. Вместе с тем они должны быть обоснованными и не ограничивать конкуренцию на рынке конкретных товаров (работ, услуг). Заказчик (организатор) обязан определить в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, четкий перечень документов и сведений, которые участнику следует представить при подаче предложения.
Важно! Истребование документов и сведений, не обеспечивающих добросовестную конкуренцию и не указанных в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, недопустимо. Таким образом, если заказчиком (организатором) было установлено такое квалификационное требование, как наличие сертификата системы управления качеством, то в составе предложения участника должен быть представлен такой документ. При невыполнении участником квалификационных требований заказчик (организатор) должен отклонить предложение такого участника.
Имеет ли право участник процедуры государственной закупки при размещении своего предложения на электронной торговой площадке |*| помечать файлы с ценами и описанием предлагаемого товара значком «конфиденциально», после чего другие участники не могут увидеть, какой товар он предлагал?
Если эти действия участника незаконны, то какие меры к нему должны быть применены?
Действия участника не противоречат законодательству.
К предложениям участников, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) представление которой ограничено в соответствии с законодательством, обеспечивается открытый доступ. Предложение участника процедуры государственной закупки должно содержать заявление о его согласии на размещение в открытом доступе информации, содержащейся в предложении (подп. 1.16 и 1.17 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).
* Дополнительная информация о переводе госзакупок в электронный формат доступна всем
Справочно: к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относятся:
– информация о частной жизни физического лица и его персональных данных;
– сведения, составляющие государственные секреты;
– служебная информация ограниченного распространения;
– информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
– информация, которая содержится в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;
– иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.
Перечисленные нормы оговорены в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».
Вместе с тем на практике встречаются ситуации, когда участники необоснованно отмечают конфиденциальную информацию, которая такого статуса не имеет. При этом административная ответственность участника за такие действия законодательством не предусмотрена.
Важно! Заказчик (организатор) процедуры государственной закупки не наделен правом на размещение в открытом доступе информации, которую участник посчитал возможным скрыть.
Организация заключила годовые договоры на техническое обслуживание и ремонт техники, источником финансирования которых предусмотрены бюджетные средства. По отдельным договорам требуется увеличение суммы финансирования в связи с дорогостоящим ремонтом техники, по другим – ремонт не будет проводиться и денежные средства не будут освоены.
Как изменить такие договоры?
Изменение договора возможно только в ограниченных случаях.
В ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора на государственную закупку допустимо изменение объема (количества) закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором на государственную закупку (п. 4 ст. 20 Закона № 419-З). Изменение объема предмета государственной закупки более установленного предела не допускается, так как является нарушением требований законодательства о государственных закупках.
При возникновении потребности в увеличении объема (количества) предмета государственной закупки более чем на 10 % заказчик должен проводить новую процедуру государственной закупки на необходимый объем. При этом заказчику следует внести изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в порядке, в котором такой план государственных закупок был утвержден, и выбрать вид процедуры государственной закупки исходя из ориентировочной стоимости дополнительной потребности в приобретении товара (работы, услуги).
Наряду с этим в ситуации, когда в силу объективных обстоятельств определенный договором на государственную закупку объем предмета государственной закупки не востребован заказчиком, можно ставить вопрос о расторжении договора в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, в т.ч. и по соглашению сторон.