Производственная организация на протяжении ряда лет закупает материалы как отечественного, так и зарубежного производства. В настоящее время приняты отдельные акты законодательства, ограничивающие закупку импортных товаров.
Означает ли это, что государственные организации для обеспечения своей деятельности теперь будут покупать только отечественные товары, а весь импорт окажется под запретом?
Не означает.
Действительно, произошли определенные изменения в законодательстве, касающиеся проведения государственных закупок.
С 23 июня 2016 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее – постановление № 206).
Постановлением № 206 изложен в новой редакции Перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок (далее – Перечень).
Справочно: ранее ограничения в отношении закупки товаров иностранного происхождения были определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 816 «О некоторых вопросах регулирования в сфере государственных закупок отдельных товаров». Указанные ограничения касались в основном товаров легкой промышленности.
В настоящее время Перечень значительно расширен и включает отдельные виды продукции не только легкой промышленности, но и машиностроения, агрохимии, продуктов питания и др. (в Перечень включено более 120 позиций).
Постановлением № 206 предусмотрено, что к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Казахстан и Российской Федерации, если в целях участия в этих процедурах государственных закупок подано менее 2 предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации.
Если в ходе проведения процедуры государственной закупки не будет подано ни 1 предложения товара, происходящего из указанных стран, либо подано только 1 предложение, то участники смогут предложить к поставке товары иностранного происхождения.
Приобретать импортные товары никто не запретил. Государство предпринимает меры по защите внутреннего рынка. В соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь к иностранным товарам не могут быть отнесены товары, произведенные в Российской Федерации, Республике Казахстан либо Республике Армения. Подобная практика защиты отечественного производителя принята во многих странах мира.
Какие особенности следует учесть заказчику при подготовке документов для проведения процедуры госзакупок товаров, включенных в Перечень, чтобы не нарушить законодательство?
Постановление № 206 изменило Перечень. Правительство включило в него отдельные виды продукции не только легкой промышленности, но и машиностроения, агрохимии, продуктов питания и др.
В частности, постановлением № 206 определено, что к участию в конкурентных видах процедур государственных закупок (открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений) допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Казахстан и Российской Федерации, если для участия в этих процедурах государственных закупок подано менее 2 предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации.
Важно! При проведении процедуры государственной закупки заказчику (организатору) необходимо в первую очередь определить наличие либо отсутствие товара в Перечне.
При наличии товара в Перечне в приглашении к участию в процедуре государственной закупки в конкурсных (аукционных) документах либо документах, представляемых участнику для подготовки предложения для участия в процедуре запроса ценовых предложений, необходимо указать требования, изложенные в постановлении № 206. При рассмотрении и оценке предложения следует учитывать условия допуска, а также представленные сертификаты о происхождении товара формы СТ-1. То есть заказчик в документах по процедуре государственной закупки изначально устанавливает условия допуска к участию в такой процедуре в случае, если приобретаемый товар включен в Перечень.
Какие документы представляет участник процедуры государственной закупки, подавая предложение, если закупаются товары, включенные в Перечень?
К участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств (постановление № 206).
Для подтверждения того, что участником в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений предлагаются товары иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок, происходящие из Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации, участнику необходимо представить сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный уполномоченным органом (организацией) этих государств для целей участия в процедуре государственной закупки.
В случае предложения двумя и более участниками товара, включенного в Перечень, страной происхождения которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и (или) Российская Федерация, предложение участника с товаром из иных государств отклоняется.
При участии в электронном аукционе участник, предлагающий товар, включенный в Перечень, в первом разделе предложения должен заявить о том, что он предлагает товар, страной происхождения которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан или Российская Федерация, а сертификат о происхождении товара формы СТ-1 на данный товар будет представлен во втором разделе предложения. Во втором разделе предложения участник обязан представить соответствующий сертификат, выданный для целей участия в процедуре государственной закупки. В ином случае предложение такого участника должно быть отклонено. Таким образом, участниками процедур государственных закупок должны быть учтены нормы постановления № 206 и Перечня, требования к предложению, предусмотренные документами заказчика (организатора), а также условие, что допуск к участию в процедуре зависит от количества участников процедуры закупки, предлагающих товары, происходящие из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации.
Какие требования предъявляются к заполнению документа, подтверждающего страну происхождения товара, для участия в процедуре государственных закупок?
Для подтверждения того, что участником в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений предлагается товар согласно Перечню, происходящий из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и (или) Российской Федерации, участнику необходимо представить сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный уполномоченным органом (организацией) вышеназванных государств для целей участия в процедуре государственной закупки.
Сертификат о происхождении товара выдает уполномоченный орган (организация) по форме, установленной в Правилах определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее – Соглашение от 20.11.2009), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров.
Справочно: в Республике Беларусь выдачу и удостоверение сертификата о происхождении товара осуществляет Белорусская торговопромышленная палата и ее унитарные предприятия. Сертификаты заполняют с учетом особенностей, определяемых Минторгом. Они действуют на протяжении 6 месяцев с даты их выдачи (п. 3 постановления № 206).
Особенности заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1 для проведения процедур государственных закупок (открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) определены постановлением Минторга Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21.
Организация начала проведение процедуры государственной закупки товара, включенного в Перечень, до вступления в силу постановления № 206. Но договор с участником-победителем заключить не успели.
Надо ли организации отменить процедуру закупки и провести ее по новым правилам?
Не надо.
Постановление № 206 вступило в силу через 3 месяца со дня его официального опубликования – 23 июня 2016 г.
Действие постановления № 206 не распространяется на государственные закупки товаров, если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров заключены до вступления его в силу (п. 5 постановления № 206).
Организации необходимо завершить начатую процедуру государственной закупки заключением договора с участником-победителем.
Организация проводит электронный аукцион по закупке товара, включенного в Перечень. Поставщик из России предложил товар происхождения Российской Федерации и в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, представил сертификат формы СТ-1, выданный уполномоченным органом Российской Федерации.
Можно ли допускать такого поставщика к участию в аукционе?
Можно.
Допускать такого поставщика к участию в аукционе можно только в том случае, если сертификат о происхождении товара формы СТ-1 выдан для целей участия в процедуре государственной закупки.
Для подтверждения участником, являющимся резидентом Российской Федерации, страны происхождения товара производства Российской Федерации, ему необходимо представить сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный Российской торгово-промышленной палатой для целей участия в процедуре государственной закупки.
Если же сертификат СТ-1 выдан резиденту Российской Федерации для иных целей либо получен им до вступления в силу постановления № 206 (до 23 июня 2016 г.), то такой документ может быть применен только для подтверждения права на применение преференциальной поправки.
Справочно: по информации Белорусской торгово-промышленной палаты, возможна выдача сертификата для участия в процедурах государственных закупок нерезиденту Республики Беларусь в случае, если он предлагает товары, соответствующие критериям определения страны происхождения товаров, предусмотренным разд. 2 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения от 20.11.2009.
Окончание см.: «ГБ», 2016, № 33, с. 10–13.