Белорусская организация планирует осуществить международную автомобильную перевозку с территории Евросоюза (Польша, Германия, Словения) в Российскую Федерацию.
Можно ли в процессе перевозки перегрузить товар в г. Минске на транспортное средство российского перевозчика?
Можно.
С учетом того что по территории Республики Беларусь и Российской Федерации будут перевозиться иностранные товары (не являющиеся товарами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС)), их перевозка по территории ЕАЭС возможна только по процедуре таможенного транзита.
При осуществлении данной процедуры допускаются перегрузка товаров и замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары. Для совершения этих операций необходимо написать заявление и получить разрешение таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция.
Если вышеуказанные операции могут быть осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если эти пломбы и печати не наложены на товары, то их осуществление допускается только после уведомления таможенного органа в письменной и (или) электронной форме (п. 1 ст. 222 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)).
Таким образом, перегрузка товаров и замена транспортного средства (если такая замена предусматривает повреждение пломб и печатей) производятся:
– в зонах таможенного контроля, в частности на территории складов временного хранения (далее – СВХ);
– с разрешения таможенного органа.
Решение о выдаче разрешения на совершение грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, принимается таможенным органом не позднее 3 ч с момента регистрации заявления и имеет форму резолюции уполномоченного должностного лица таможенного органа на заявлении, отражающей суть принятого решения.
После перегрузки груза (замены транспортного средства) перевозчик обязан представить в ведомственный пункт таможенного оформления таможенного органа, в зоне деятельности которого производились такие операции, следующие документы:
– транзитную декларацию с отметками таможенного органа отправления о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
– транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие совершение грузовых операций с товарами и (или) замену транспортных средств, перевозящих такие товары.
Может ли российский перевозчик использовать при дальнейшем следовании в Российскую Федерацию СМR-накладную, выписанную польским грузоотправителем?
Может.
Данный порядок регламентирован ст. 35 Конвенции*. Принимая груз от предыдущего перевозчика, российский перевозчик обязан на втором экземпляре СМR-накладной в гр. 17 указать свои данные (наименование перевозчика, юридический адрес). Свидетельством о принятии груза будет выданная российским перевозчиком предыдущему перевозчику рас-писка в получении груза.
__________________________
* Конвенция Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)», принятая в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее – Конвенция).
Справочно: порядок заполнения СМR предусмотрен Инструкцией о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «СМR», утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11.
Польский перевозчик в рамках заключенного между польской и белорусской фирмами договора купли-продажи ввез в Республику Беларусь груз. Белорусская фирма после помещения данного груза под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления планирует продать его резиденту Российской Федерации.
Может ли польский перевозчик доставить груз резиденту Российской Федерации с использованием СМR-накладной, в которой в гр. 3 «место разгрузки» будет указан юридический адрес российского резидента?
Не может.
Польский перевозчик не сможет доставить груз в Россию, поскольку такая перевозка является внутренней (каботажной) перевозкой и запрещена нормами ТК ТС.
Обоснуем наш ответ.
В рассматриваемом случае имеет место ввоз иностранных товаров в Республику Беларусь для целей помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, последующей перепродажи (в рамках нового внешнеторгового договора) и вывоза за пределы Республики Беларусь на территорию государства – участника ЕАЭС.
При выполнении международной автомобильной перевозки грузов товарного характера за пределы территории Беларуси грузоотправитель (резидент Республики Беларусь) обязан оформить и передать автомобильному перевозчику или его представителю, помимо иных грузосопроводительных документов, первый экземпляр товарной накладной формы ТН-2 (п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970)).
Составление грузоотправителем ТН-2 будет являться началом новой перевозки груза: из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации (страны – члена ЕАЭС).
Использование в такой перевозке транспортного средства международной перевозки (далее – ТСМП), зарегистрированного на территории иностранного государства, будет рассматриваться как каботажная перевозка.
Согласно ст. 344 ТК ТС перевозка грузов с использованием временно ввезенных ТСМП, начинающаяся и завершающаяся на таможенной территории ЕАЭС, не допускается.
Справочно: в гр. 3 СМR-накладной указываются страна и место, предназначенные для доставки груза.
Транспортное предприятие (резидент РФ) планирует доставлять грузы с территории Евросоюза в Республику Беларусь. По распоряжению грузополучателя прибывающий груз будет выгружаться на СВХ, находящийся в зоне деятельности пункта таможенного оформления. На этом же складе данный груз будет помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При этом в гр. 3 СМR-накладной местом разгрузки будет указываться адрес склада получателя груза.
Кто должен при выгрузке груза на СВХ проставлять отметки в гр. 24 «груз получен»: ответственный работник получателя груза или СВХ?
Работник СВХ.
В приведенной ситуации отметки о принятии груза должны проставлять в гр. 24 СМR-накладной ответственные работники СВХ при условии, что в гр. 13 накладной указан таможенный орган, в зоне деятельности которого расположен СВХ.
Обоснуем наш ответ.
Перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулирует Конвенция. Из нее следует, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (ст. 4 Конвенции).
Такой накладной является международная товарно-транспортная накладная «CMR». Она должна содержать инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей (ст. 6 Конвенции).
Инструкции грузоотправителя о таможенной и прочей обработке груза указываются в гр. 13 СМR-накладной.
Взаимоотношения владельца СВХ с лицом, размещающим товары и транспортные средства на СВХ, строятся на договорной основе. Груз выгружается на СВХ с разрешения таможенного органа.
На территории Республики Беларусь в ведомственных пунктах таможенного оформления СВХ функционируют в соответствии с порядком, утвержденным таможенным органом и руководством – держателем такого склада.
Данный документ практически является типовым для всех СВХ. В нем содержатся сведения о порядке принятия груза уполномоченным работником СВХ.
Так, после выгрузки товаров из ТСМП и размещения их в месте хранения сотрудник СВХ обязан:
– внести сведения о товаре в электронную базу данных, на экземплярах СМR-накладной (в гр. 24) указать дату поступления товара на склад, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах и заверить своей подписью и штампом (печатью);
– оформить приемо-сдаточный акт о принятии товаров на ответственное хранение, который должен быть вручен лицу, разместившему товар на СВХ.
Отметим, что таможенное законодательство не запрещает присутствие при выгрузке товаров на СВХ представителей получателя груза.
По договору перевозки белорусское транспортное предприятие обязалось доставить груз (пиломатериалы) с территории Республики Беларусь в адрес резидента Литовской Республики.
Перевозчик принимал груз у грузоотправителя путем пересчета складочного объема пакетов. Ввиду отсутствия весового оборудования взвешивание груза при загрузке не производилось. Согласно сведениям, содержащимся в гр. 11 СМR-накладной, вес брутто груза составлял 20 500 кг.
После подписания СМR-накладной и принятия сопроводительных документов (экземпляров CMR-накладной, товарной накладной формы ТН-2, счета-справки, фитосанитарного сертификата, экземпляра экспортной декларации) транспортное средство с грузом проследовало в пункт пропуска Каменный Лог.
При прохождении весового контроля на стационарной станции взвешивания (пос. Привольный, 21 км автотрассы М-4, трасса Минск – Могилев) было выявлено несоответствие заявленного и фактического веса. Фактический вес груза составил 24 570 кг. В связи с превышением весогабаритных параметров более чем на 10 % грузоподъемности автомобиля водитель транспортного средства привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 18.14 КоАП (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки грузов).
Может ли транспортное предприятие на данном этапе в одностороннем порядке отказаться от дальнейшей перевозки груза и вернуть его грузоотправителю?
Может.
В изложенной ситуации, по сути, грузоотправитель не выполнил требования законодательства: загрузил автомобиль без применения инструментальных методов определения веса отпускаемых пиломатериалов.
Данный вывод основан на нормах:
Грузоотправитель должен загружать в автотранспорт груз с учетом соблюдения допустимых весовых и габаритных параметров, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2010 № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь».
Поскольку со стороны грузоотправителя не были выполнены требования по соблюдению допустимых весовых параметров, подписанная сторонами СМR-накладная не будет считаться фактом принятия груза перевозчиком к автомобильной перевозке;
– ст. 44 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
При приеме к автомобильной перевозке груза товарного характера автомобильный перевозчик обязан проверить правильность оформления транспортных документов, внешнее состояние груза, его упаковку и количество, а при необходимости – и температуру груза. Исключение – случаи, когда соглашением сторон предусмотрено сопровождение груза заказчиком автомобильной перевозки груза.
Поскольку взвесить автотранспортное средство удалось только в пути следования в пункте весогабаритного контроля, перевозчик имеет все законные основания для возврата груза грузоотправителю.
Справочно: если грузоотправитель производил таможенное декларирование отправляемого на экспорт груза, то он как декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации (ст. 189 ТК ТС).