К основным направлениям совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе с 2019 г. по 2021 г. относятся:
– снижение ставок прямых налогов (подоходный налог и налог на прибыль);
– повышение роли косвенных налогов (НДС и акцизы).
Об этом сообщил на международной научно-практической конференции «Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития» заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко, передает БелТА.
Кроме того, возможны пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, реформа имущественных налогов, решение вопроса о включении в налоговую систему взносов в ФСЗН. Предусмотрена также выработка механизмов защиты социально уязвимых слоев населения.
В складывающейся ситуации, по мнению Д.Кийко, снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных видится оправданным. С одной стороны, это будет стимулировать инвестиционную привлекательность и обеспечит поддержку малообеспеченных слоев населения, с другой – повысит стабильность доходов в бюджет. «Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов. Если брать радикальные варианты, мы можем вообще рассматривать вариант, при котором у нас ставка налога на прибыль и подоходного налога будет установлена на уровне 10 %. Но, естественно, будет усилена роль НДС. Мы можем тогда говорить о единой ставке НДС на уровне 20–21 %. Но это радикальный вариант, от которого можно отталкиваться и обсуждать. Есть много подвариантов и в одну, и в другую сторону. Но, в принципе, такая система могла бы сбалансироваться», – считает замминистра.
В целом Д.Кийко подчеркнул, что необходимо вести речь о налоговой реформе в Беларуси, к чему подталкивает целый ряд обстоятельств. Он, в частности, упомянул об изменении за последние 8 лет структуры доходов бюджета, а именно сужении налоговой базы и поступлений по основным налогам с одновременным смещением доходных источников к конъюнктурным платежам и неналоговым доходам. Их доля в бюджете увеличилась с 2010 г. по 2017 г. с 11,5 % до 26 %. Кроме того, на фоне невозможности существенного снижения государственных расходов налоговая система страны за последние 10 лет была перенасыщена вы-нужденными точечными изъятиями средств из экономики. С другой стороны, налоговая система усложнена многочисленными целевыми льготами и специальными режимами, что не всегда приносит ожидаемый эффект в плане экономического роста.
Замминистра финансов также отметил, что важно принимать во внимание сформировавшиеся риски разбалансировки доходной и расходной частей бюджета. В их числе наличие внешних факторов и соответствующей конъюнктуры, долговая нагрузка, несбалансированность ФСЗН, а также ограниченные возможности по сокращению расходной части бюджета.
В выступлении замминистра финансов речь шла и о краткосрочных задачах на 2018 г. по улучшению качественных характеристик налоговой системы. Среди них – предоставление выбора способа уплаты налогов «по оплате» или «по отгрузке», сближение бухгалтерского и налогового учета, налогообложение курсовых разниц, совершенствование порядка применения налоговых вычетов по НДС и условий применения упрощенной системы налогообложения.
В числе краткосрочных задач также значится оптимизация прав местных Советов депутатов по установлению коэффициентов к ставкам имущественных налогов, оптимизация действующего порядка в сфере контроля за трансфертным ценообразованием, нормирование отдельных видов расходов для целей исчисления налога на прибыль.
Подготовила Ирина Найдович, редактор
журнала «Главный Бухгалтер»