Ситуация. Распределение общехозяйственных затрат
Организация является многопрофильной с основным видом деятельности – оказание транспортных услуг. Учетной политикой предусмотрено общехозяйственные затраты, которые могут быть отнесены к конкретному виду деятельности, относить на данный вид деятельности, а оставшуюся часть общехозяйственных затрат распределять между транспортной деятельностью и прочими видами деятельности пропорционально заработной плате. Затраты по счету 26 «Общехозяйственные затраты» на основании данной записи распределяются на разные субсчета счета 20 «Основное производство», счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».
Верно ли поступает транспортная организация?
Организация применяет неверный подход. Все общехозяйственные затраты следует списывать в дебет счета 90, субсчет 90-5 «Управленческие расходы».
Как ведется учет на счете 26
Напомним, счет 26 предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с управлением организацией. На этом счете отражаются:
– начисленная амортизация;
– затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
– затраты на содержание управленческого персонала;
– затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, другие аналогичные по назначению затраты (п. 28 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).
Затраты, учтенные на счете 26, списываются с этого счета в дебет счета 90 и др.
Аналогичная норма содержится в п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102: в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, к управленческим расходам относятся условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией. Они учитываются на счете 26 и списываются в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90, субсчет 90-5 «Управленческие расходы». Исключение – случаи, установленные законодательством.
Таким образом, организации следовало все общехозяйственные затраты списать в дебет счета 90, субсчет 90-5 «Управленческие расходы»:
Д-т 90, субсчет 90-5, – К-т 26.
Что можно предпринять
Если отдельные расходы организации относятся к определенной сфере деятельности (например, транспортной), ей можно посоветовать перегруппировать косвенные расходы. Возможно, выходом из этой ситуации будет введение в учет счета 25 «Общепроизводственные затраты». На нем будут собираться косвенные затраты, связанные только с транспортной деятельностью. Если организация применяет позаказный учет затрат, то затраты, собранные на счете 25, можно распределять между заказами пропорционально выбранной базе: заработной плате основных работников, объемам выполненных работ и т.д.
Предусмотрено также, что организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета (п. 3 Инструкции № 50).
Аналитический учет по счету 90 ведут по видам реализованных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг и (или) в ином порядке, установленном учетной политикой организации (п. 70 Инструкции № 50).
Таким образом, организация может оговорить в учетной политике ведение необходимых ей субсчетов к счету 90 либо аналитического учета в рамках видов деятельности по субсчету «Управленческие расходы» счета 90, определив критерии распределения общехозяйственных затрат между видами деятельности.
Нормами действующего законодательства недостаточно четко определены критерии отнесения расходов, и в отдельных случаях у организаций возникают трудности в их классификации. В связи с этим в учетной политике организации целесообразно предусмотреть на основании ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» перечень расходов, относящихся к общехозяйственным затратам |*|, и (или) критерии отнесения расходов к ним.
* Информация об управленческих расходах торговой организации