Ситуация. Строительство инвестиционного объекта без сметы
Организация-инвестор |*| строила объект недвижимости без разработки сметной документации. Она руководствовалась нормой абз. 6 подп. 2.1 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (в редакции, действовавшей до 14 мая 2016 г.; далее – Декрет № 10).
* Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль в 2016 г., в т.ч. организациями-инвесторами
Согласно этой норме инвестор имел право на определение без проведения подрядных торгов генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, субподрядных проектных, строительных и иных организаций для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, а также их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства. То есть, по мнению организации-инвестора, необходимость в разработке сметной документации отсутствовала.
Однако в заключении аудиторов, проводивших в организации аудит, этот факт рассматривается как нарушение порядка осуществления строительной деятельности.
Правомерны ли выводы аудиторов?
Правомерны.
Организации-инвестору следовало разработать на строительство объекта сметную документацию. Исключение составляют случаи, когда возможность не разрабатывать сметную документацию предоставлена организации законодательными актами (например, декретом и (или) указом Президента Республики Беларусь) в качестве индивидуальной льготы.
Подтвердим наш вывод с учетом норм:
– Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.) (далее – Закон № 300-З, в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.);
– Декрета № 10.
Объект возводят на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в т.ч. сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения объекта, разрабатываемой по требованиям законодательства (п. 1 ст. 51 Закона № 300-З, в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.).
Аналогичная норма предусмотрена п. 6 ст. 51 Закона № 300-З (в редакции, вступившей в силу со 2 июля 2016 г.).
Инвестор после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта согласно подп. 2.1 п. 2 Декрета № 10 (в редакции, действовавшей до 14 мая 2016 г.) имел право на строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства.
В случае применения проектной документации, разработанной по зарубежным нормам проектирования и стандартам в области строительства, введенным в действие на территории Республики Беларусь, выполняются работы по привязке объектов к месту их размещения с учетом технических условий на инженерно-техническое обеспечение и результатов геологических и геодезических изысканий.
В иных случаях применения проектной документации, разработанной за рубежом, она корректируется для приведения в соответствие с требованиями нормативных правовых и технических нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Однако ни Декрет № 10, ни иные нормативные правовые акты не содержат для инвестора |*| нормы, освобождающей его от разработки и утверждения в установленном законодательством порядке проектной, в т.ч. сметной документации.
* Порядок формирования уставного фонда организации с иностранными инвестициями
Необходимость разработки сметной документации никак не связана с обязанностью либо отсутствием обязанности у организации-инвестора выбора подрядчиков, поставщиков, исполнителей и т.п. путем проведения закупок в строительстве; возможностью осуществления параллельного проектирования либо иными льготами и преференциями, предоставляемыми организации-инвестору как заказчику в строительной деятельности.
Справочно: строительство, а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо от 20 до 300 базовых величин (ст. 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).