От налога на недвижимость |*| освобождаются капитальные строения (здания и сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 186 НК).
* Информация об особенностях уплаты налога на недвижимость в отдельных ситуациях
Справочно: общий порядок консервации основных средств определен Положением о порядке консервации основных средств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683 (далее – Положение № 683).
Для республиканских унитарных предприятий, негосударственных юридических лиц, применяющих эту льготу, обязательным условием является соблюдение норм Положения № 683.
Под консервацией основных средств понимается их временное выведение в установленном порядке из хозяйственного оборота в целях обеспечения сохранности и возможности дальнейшего функционирования.
Основания для ее проведения:
– неиспользование основных средств в хозяйственной деятельности свыше 3 месяцев подряд;
– отсутствие в силу специфических особенностей основных средств возможности их перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду, проведения других мероприятий, исключающих необходимость консервации (п. 5 Положения № 683).
Срок консервации основных средств – от 3 месяцев до 1 года. Он исчисляется с даты утверждения акта о консервации, который подписывают члены комиссии и утверждает ее председатель.
Как правильно воспользоваться вышеуказанной льготой и не допустить нарушения налогового законодательства, рассмотрим на ситуациях.
Ситуация 1. Необходимо наличие определенного пакета документов
Организация частной формы собственности провела консервацию здания склада сроком на год с 30 сентября 2014 г. по 29 сентября 2015 г. Пакет документов о консервации не согласован с исполкомом. Организация применила освобождение от налога на недвижимость с 1 октября 2014 г. по 30 сентября 2015 г.
Суть нарушения
Организация не вправе применить льготу по налогу на недвижимость в случае нарушения установленного законодательством порядка, в т.ч. консервации зданий и сооружений, находящихся в частной собственности, без согласования с исполкомом.
Обоснование нарушения
Решение о консервации основных средств государственных организаций принимают республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. Решение о консервации основных средств организаций оформляется в виде приказа республиканского органа государственного управления или иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь.
В отношении основных средств, находящихся в частной собственности, решение принимается в порядке, установленном собственником, по согласованию с исполкомом (пп. 15, 24 Положения № 683).
Как правило, при проведении консервации основных средств организации оформляют:
– технико-экономическое обоснование необходимости проведения консервации;
– план мероприятий по проведению консервации;
– приказ руководителя организации о проведении консервации;
– акт о консервации;
– письмо-согласование сроков и порядка консервации с исполкомом.
В целях освобождения от обложения налогом на недвижимость |*| стоимости законсервированных зданий и сооружений организация обязана в течение 1 месяца представить утвержденный акт о консервации (продлении срока консервации, повторной консервации) в налоговую инспекцию по месту постановки на учет.
* Информация о ставках налога на недвижимость, применяемых в Минске
При наличии таких объектов за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой организация состоит на учете, акт представляется также по месту расположения объектов недвижимого имущества.
Организация не вправе применить льготу по налогу на недвижимость в случае нарушения установленного законодательством порядка, в т.ч. консервации зданий и сооружений, находящихся в частной собственности, без согласования с исполкомом, нарушения сроков проведения консервации, а также при отсутствии у нее документов, подтверждающих льготное налогообложение (утвержденный акт о консервации, продлении срока консервации, повторной консервации).
Налоговые органы в ходе проведения камеральных проверок плательщика вправе истребовать документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 3 ст. 70 НК), а плательщик в свою очередь обязан их представить (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК). В случае же непредставления плательщиком документов, обосновывающих применение им налоговых льгот, или если согласно представленным документам не подтверждено право плательщика на налоговую льготу, налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налога на недвижимость без учета льгот, право на которые не подтверждено (п. 4 ст. 70 НК).
Выводы
Недоплачен налог на недвижимость с 1 октября 2014 г. по 30 сентября 2015 г.
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Исправление ошибки
Следует доначислить налог на недвижимость, внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
В учете надо отразить:
Д-т 84 – К-т 68
– на сумму исчисленного налога на недвижимость;
Д-т 84 – К-т 68
– корректируется сумма налога на прибыль за соответствующий период.
Ситуация 2. Расконсервация объекта недвижимости
В ходе аудита установлено, что организация дважды провела консервацию здания склада, находящегося по адресу: Минская область, Б-кий район, Н-кий с/с. Первый раз – с 30 сентября 2014 г. по 29 сентября 2015 г., повторно через 6 месяцев – с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2017 г. В связи с консервацией объекта плательщик применил освобождение по налогу на недвижимость. Однако документы по расконсервации объекта он не подготовил и в ИМНС не представил. Следовательно, право плательщика на налоговую льготу при повторной консервации не подтверждено.
Суть нарушения
При отсутствии пакета документов по расконсервации здания склада проведение повторной консервации неправомерно. Соответственно неправомерно применено освобождение от исчисления и уплаты налога на недвижимость с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2017 г.
Справочно: повторной считается консервация, осуществляемая после проведения расконсервации (п. 9 Положения № 683). Проведение повторной консервации допускается не более 1 раза, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 Положения № 683, не ранее чем через 6 месяцев после проведения расконсервации на срок до 1 года.
Обоснование нарушения
Расконсервация основных средств организаций проводится по решению органа, принявшего решение о проведении консервации.
Решение о расконсервации основных средств организация оформляет приказом. В нем определяются:
– состав комиссии по проведению расконсервации основных средств организации, порядок и срок ее работы;
– перечень основных средств, подлежащих расконсервации, с указанием инвентарных номеров;
– основные мероприятия по расконсервации, порядок их финансирования;
– мероприятия по дальнейшему использованию, перепрофилированию основных средств либо их отчуждению в соответствии с законодательством;
– лица, ответственные за проведение работ по расконсервации (п. 19 Положения № 683).
По итогам работы комиссии по проведению расконсервации основных средств организации составляется акт о расконсервации. В нем указываются:
– дата начала и окончания работы комиссии, ее состав;
– перечень расконсервированных основных средств и их остаточная стоимость на 1-е число месяца, в котором начнется осуществление производственной деятельности;
– лица, ответственные за соблюдение установленного режима расконсервации.
Акт о расконсервации подписывают члены комиссии и утверждает председатель комиссии. Он служит документом, на основании которого основные средства вводятся в хозяйственный оборот с целью дальнейшего использования, перепрофилирования либо отчуждения.
Организация обязана в течение 1 месяца после утверждения акта о расконсервации основных средств представить указанный акт в налоговые органы по месту постановки на учет и по месту расположения объектов недвижимого имущества (при наличии таких объектов за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой организация состоит на учете).
Выводы
Недоплачен налог на недвижимость за 2016 г. (с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2017 г.).
Меры ответственности
Меры ответственности аналогичны тем, которые приведены в ситуации 1.
Исправление ошибки
Следует доначислить налог на недвижимость, внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Ситуация 3. Порядок применения льготы по налогу на недвижимость
Организация провела консервацию здания склада сроком на год с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2017 г.
Приказ о консервации подписал руководитель 15 марта 2016 г. Порядок и сроки консервации согласованы с исполкомом 30 марта 2016 г. Работы по консервации проводились с 18 по 30 марта 2016 г. Акт консервации руководитель организации утвердил 1 апреля 2016 г.
Организация применила освобождение от налога на недвижимость с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2017 г.
Суть нарушения
Право на освобождение от налога на недвижимость у организации возникает с III квартала 2017 г.
Обоснование нарушения
При возникновении у организации в течение года права на освобождение от налога на недвижимость |*| льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на льготу (п. 4 ст. 186 НК).
Срок консервации основных средств устанавливается от 3 месяцев до 1 года и исчисляется с даты утверждения акта о консервации. Такой акт подписывают члены комиссии и утверждает ее председатель (п. 17 Положения № 683).
Исходя из вышесказанного, если акт консервации основных средств утвержден руководителем организации 1 апреля 2016 г., право на освобождение от налога на недвижимость у организации возникает с III квартала 2016 г.
Выводы
Недоплачен налог на недвижимость за 2016 г. (с 1 апреля 2016 г. по 30 июня 2016 г.).
Меры ответственности
Меры ответственности аналогичны тем, которые приведены в ситуации 1.
Исправление ошибки
Следует доначислить налог на недвижимость, внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет.