Какая административная ответственность предусмотрена за невыставление ЭСЧФ?
С 1 января 2017 г. в целях осуществления расчетов по НДС и применения налоговых вычетов организации будут обязаны выставлять электронные счета-фактуры. К плательщикам, которые с 1 января 2017 г. не выставят (направят) ЭСЧФ, могут применяться меры административного взыскания в соответствии со ст. 13.8 «Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений» КоАП.
И. Скринников подчеркнул, что введение административной ответственности за невыполнение плательщиком обязательства по представлению определенных сведений в налоговые органы ни в коей мере не означает, что все выявляемые в автоматическом режиме отклонения приведут к применению мер ответственности к плательщику.
При выявлении отклонений плательщику отправится соответствующее уведомление в электронном виде. У плательщика будет возможность представить необходимые пояснения. «И только если мы увидим, что данные отклонения связаны с фактической неуплатой налога, к плательщику будут применяться меры ответственности», – пояснил начальник Главного управления методологии налогообложения организаций МНС. «Наши инспекции будут осведомлены, в каком порядке и виде применять такую ответственность», – добавил он.
Какие затраты будут считаться экономически не обоснованными?
В Налоговом кодексе содержится перечень критериев экономически не обоснованных затрат. «На данном этапе это конкретно три критерия: отсутствие факта поступления товара (нематериального актива), выполнения работ, оказания услуг; выполнение работ, оказание услуг индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, когда такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица; выполнение работы, оказание услуги организацией, являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях», – сказал И. Скринников.
«В ходе осуществления налогового контроля при наличии такого рода критериев мы можем более детально изучать данные сделки и принимать решения об ограничении налоговых затрат в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль», – пояснил представитель МНС.
Сколько личных кабинетов будет у одного плательщика?
В Налоговом кодексе нормативно закреплен статус личного кабинета плательщика – ресурса МНС для взаимодействия организации с налоговым органом, в т.ч. получения от налоговых органов и направления в налоговые органы электронных документов и (или) информации.
В то же время у плательщика есть личный кабинет на Портале электронных счетов-фактур – ресурсе Республиканского центра обработки данных.
Вопрос о том, объединять личные кабинеты или наладить эффективное взаимодействие между ними, пока остается открытым.
«Не исключаю, что мы оставим два личных кабинета. Уведомления могут направляться и в один, и в другой… Все будет сделано так, чтобы плательщику было максимально удобно», – заверил И. Скринников. Предположительно, работы будут завершены к 20 февраля 2017 г.