Необоснованное применение ставки НДС в размере 0 %
При проведении проверки ИМНС посчитала, что ЧП «П» необоснованно завысило налоговую базу, облагаемую НДС по ставке 0 % |*|, и обязала ЧП «П» возвратить в бюджет сумму разницы меду суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров, а также уплатить пени, начисленные за каждый календарный день пользования бюджетными денежными средствами.
ЧП «П» не согласилось с таким решением и обратилось в суд.
* Информация о том, как применить нулевую ставку НДС без ошибок, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Как ИМНС обосновала свои выводы
Позиция ИМНС основывалась на п. 2 ст. 102 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). В нем установлено, что подтверждением вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства – члены Таможенного союза (ТС)) является наличие у плательщика:
1) контракта, заключенного плательщиком с иностранной организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
2) подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь, которое выдается в виде копии, заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и с указанием даты выдачи подтверждения. Документальное подтверждение вывоза товара за пределы Республики Беларусь производится не позднее 180 дней с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В учете ЧП было отражено:
Д-т 41 – К-т 60
– отражено поступление товаров;
Д-т 18 – К-т 60
– отражен НДС, выставленный поставщиками товаров;
Д-т 62 – К-т 90
– отражена реализация товаров на экспорт с применением нулевой ставки НДС;
Д-т 51 – К-т 68
– отражена разница между суммами налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализованным товарам, работам, услугам, возвращенная из республиканского бюджета;
Д-т 68 – К-т 18
– отражен зачет налоговых вычетов в счет поступивших бюджетных средств*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Как установлено судом и материалами дела, такая обязанность ЧП «П» выполнена не была. Надлежащего подтверждения вывоза товара за пределы территории Республики Беларусь в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения ЧП «П» не получено. Соответственно оснований для получения из бюджета сумм НДС у ЧП «П» не было.
В случае если проверкой установлен факт необоснованно предъявленной плательщиком к возврату из бюджета суммы разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговым органом выносится решение об аннулировании (полностью либо частично) решения о зачете (возврате) (п. 71 ст. 103 НК).
При этом пени начисляются за каждый календарный день пользования денежными средствами в сумме необоснованно предъявленной к возврату из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, начиная со дня, следующего за днем зачисления денежных средств на счет плательщика в банке, включая день их уплаты (взыскания).
Что решил суд
Жалоба заявителя оставлена судом без удовлетворения.
В учете ЧП следует отразить:
Д-т 68 – К-т 51
– отражен возврат в бюджет необоснованно полученных средств;
Д-т 68 – К-т 18
– методом «красное сторно» отражен ранее произведенный зачет;
Д-т 90 – К-т 68
– исчислен НДС по операциям, по которым необоснованно применена нулевая ставка НДС;
Д-т 68 – К-т 18
– принят к вычету НДС.
За что ответил белорусский поставщик
При проведении проверки ИМНС посчитала, что ОАО «Щ» неправомерно применило ставку НДС в размере 0 % |*| по экспортированной в адрес российских покупателей молочной продукции, поскольку российские покупатели не смогли представить соответствующие документы, подтверждающие факт экспорта, и не уплачивали налоги в бюджет Российской Федерации.
* Информация о том, какие условия необходимо соблюдать, чтобы применить нулевую ставку НДС, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
ОАО «Щ» не согласилось с выводами проверки и обратилось в суд. В заявлении оно просило признать недействительным решение ИМНС о доначислении НДС. По его мнению, субъект Республики Беларусь не может отвечать за нарушения налогового законодательства плательщиком Российской Федерации, а также должностными лицами налогового органа данного государства.
При рассмотрении дела суд изучил отдельно внешнеторговые договоры, предусматривавшие экспорт в адрес:
– российского импортера ООО «М» (вообще не уплачивавшего налоги на территории Российской Федерации);
– российского импортера ООО «С» (уплачивавшего налоги, но с определенными нарушениями российского законодательства, связанными с постановкой на налоговый учет).
В первом случае суд признал решение ИМНС об уменьшении налоговой базы по ставке 0 % обоснованным, поскольку:
– согласно ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (в редакции от 11.12.2009)* при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта;
__________________________
* В настоящее время применяется Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, приведенный в приложении 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
– при экспорте товаров с территории одного государства – члена ТС на территорию другого государства – члена ТС плательщиком государства – члена ТС, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган следующих документов:
а) договора (контракта);
б) выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки;
в) заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
г) транспортных (товаросопроводительных) документов;
д) иных документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС (п. 1 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе; далее – Протокол).
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявителем в 2012 г. были представлены в ИМНС все необходимые документы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС по оборотам от реализации товаров в адрес ООО «М», в т.ч. 14 заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Данное обстоятельство подтверждалось также решениями ИМНС о зачете (возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров.
ОАО «Щ» заявило об обязанности уплаты НДС импортером товара (ООО «М») в бюджет Российской Федерации, ссылаясь на ст. 2 Протокола.
Однако согласно информации, представленной инспекцией Федеральной налоговой службы РФ (далее – ИФНС РФ), ООО «М» при импорте товара на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь не уплачивало установленные налоги и не представляло в ИФНС РФ соответствующие налоговые декларации.
Позиция суда
Суд не принял во внимание доводы ОАО «Щ» в связи с нижеследующим.
Действительно, по Соглашению о принципах взимания косвенных налогов косвенные налоги при импорте товаров уплачиваются импортером, а в случае неуплаты, неполной уплаты взыскиваются с импортера налоговым органом государства, на территорию которого импортированы товары по законодательству этого государства (п. 9 ст. 2 Протокола). Экспортером товара применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. При непредставлении этих документов в установленный срок НДС подлежит уплате в бюджет согласно законодательству государства, с территории которого экспортированы товары. В случае неуплаты, неполной уплаты НДС налоговый орган взыскивает с экспортера налоги и пени в порядке, установленном законодательством государства, с территории которого экспортированы товары. В случае представления документов, подтверждающих факт экспорта, уплаченные экспортером косвенные налоги подлежат вычету (зачету), возврату (п. 3 ст. 1 Протокола). Таким образом, в случае отсутствия документов, подтверждающих уплату НДС импортером, действующее законодательство возлагает обязанность по уплате данного налога на экспортера товара |*|.
* Информация о том, как не ошибиться при применении нулевой ставки НДС, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Что же касается другого российского импортера – ООО «С», то факт уплаты им НДС в бюджет Российской Федерации подтвержден в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ИФНС РФ. Кроме того, на момент рассмотрения дела в АИС «Таможенный союз» содержалась информация о регистрации налоговым органом России заявления о ввозе товаров и уплате ООО «С» косвенных налогов (статус заявления «Принято из ТС»). Подтверждение уплаты не аннулировано.
На основании собранных по делу и представленных сторонами доказательств хозяйственный суд пришел к выводу об обоснованности доводов заявителя в части неправомерного доначисления налоговым органом НДС по взаимоотношениям с ООО «С». Аналогичные действия ИМНС во взаимоотношениях с ООО «М» признаны правомерными.