Организация выполнила все положения Указа № 14*: подала уточненные декларации, уплатила по предписанию органа финансовых расследований (ОФР) налоги, своевременно сообщила ему об устранении нарушений. Однако в отношении директора и главного бухгалтера все равно возбудили уголовное дело по ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) |*|.
______________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ № 14).
1. Добровольное исполнение предписания ОФР не означает, что должностное лицо организации не привлекут к уголовной ответственности при наличии условий, предусмотренных ст. 243 УК?
Не означает.
Сразу оговоримся, что уплата налогов по предписанию ОФР КГК – это не право, а обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – организации). Это определено подп. 1.12 п. 1 Указа № 488*: организации, получившие предписание, должны в порядке, определенном в подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, произвести налогообложение хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение.
______________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
Справочно: заключение составляет Департамент финансовых расследований КГК (далее – ДФР) в отношении субъекта предпринимательской деятельности, включенного в Реестр*, при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения.
______________________
* Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).
Право организации заключается в том, что она может до начала проверки самостоятельно произвести налогообложение хозяйственных операций.
Именно эти действия (представление в налоговый орган декларации с внесенными корректировками и уплата доначисленной суммы налога (сбора, пошлины)) освобождают организацию от административной ответственности в соответствии с ч. 2-1 примечания к ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Как видим, положения Указа № 14 освобождают организации от административной ответственности.
Вопрос же привлечения к уголовной ответственности регулируется положениями ст. 243 УК. Давайте их рассмотрим.
Так, уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере при наличии умысла.
Под сокрытием налоговой базы следует понимать умышленное неотражение в документах налогового учета и (или) отчетности, представляемых налоговым органам, фактических данных об объектах налогообложения.
Умышленное занижение налоговой базы, как правило, выражается во внесении в документы налогового учета и (или) отчетности заведомо не соответствующей действительности информации, касающейся стоимостной, физической или иной характеристик объекта налогообложения, скорректированной в сторону уменьшения величины налоговых начислений.
Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) заключается в умышленном непредставлении ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности.
Под внесением в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога, сбора.
При определении размера причиненного ущерба в результате совершения указанных деяний следует исходить из сумм фактически не уплаченных налогов, сборов. Размер ущерба определяется посредством деления суммы неуплаченных налогов, сборов на величину базовой величины на день причинения ущерба.
При расчете размера причиненного ущерба не подлежит учету сумма пени, подлежащей уплате плательщиком ввиду уклонения от уплаты сумм налогов, сборов.
Сокрытие или умышленное занижение налоговой базы, внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений достигают стадии оконченного преступления в установленный налоговым законодательством день истечения срока уплаты соответствующего налога, сбора, если в результате сокрытия или занижения налоговой базы, внесения в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений в этот день налог, сбор не были уплачены полностью или уплачены частично, что повлекло причинение ущерба в крупном или особо крупном размере.
Уклонение от подачи налоговой декларации (расчета) признается оконченным преступлением не в последний день, когда в соответствии с налоговым законодательством лицо обязано было подать налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган, а в последний день, когда в соответствии с налоговым законодательством лицо обязано было уплатить подлежащую указанию в налоговой декларации (расчете) сумму налога, сбора, что повлекло причинение ущерба в крупном или особо крупном размере.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла.
Совершаемые лицом деяния преследуют цель уклониться от уплаты сумм налогов, сборов, которая является обязательным субъективным признаком данного состава преступления.
Виновный сознает, что скрывает или занижает налоговую базу, либо, имея возможность в установленные сроки выполнить соответствующую обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), не подает ее в налоговый орган в установленный срок или подает по истечении этого срока, либо вносит в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложные сведения, не уплачивает соответствующие суммы налогов, сборов или уплачивает их в размере меньшем, чем требуется, в срок, установленный налоговым законодательством, предвидит, что в результате этого в бюджет не поступят налоговые платежи (налоги, сборы) в крупном или особо крупном размере, и желает причинить данный ущерб, преследуя указанную цель.
Если плательщиком налогов, сборов являлось юридическое лицо и к уголовной ответственности за уклонение от их уплаты привлекается руководитель или иное уполномоченное лицо этого юридического лица, то ущерб в виде неуплаченных налогов, сборов подлежит взысканию с юридического лица – плательщика, за исключением случаев, когда по этому вопросу уже имеется вступившее в законную силу решение экономического суда.
2. Предусматриваются ли какие-либо изменения по уголовной ответственности должностных лиц, установленной ст. 243 УК?
ОФР – это правоприменительный, а не правоустанавливающий орган и давать какие-либо разъяснения по вопросам возможных изменений в законодательстве не правомочен |*|.
Нашли в Реестре организацию, с которой у нас были финансово-хозяйственные отношения, причем за год до того, как ее внесли в Реестр.
Какие последствия влечет данный факт для организации?
У организации есть несколько вариантов развития событий.
Вариант 1: организация, обнаружившая в Реестре лжепредпринимателя, с которым у нее были финансово-хозяйственные отношения, вправе самостоятельно провести налогообложение операций с ним в соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа № 488.
Вариант 2: ждать предписание ДФР.
Как мы уже говорили выше, ДФР составляет заключение и вручает его лжеструктуре. Если данный субъект не предпринимает попыток исключиться из Реестра, то по истечении срока на обжалование предписание выносится всем организациям, которые совершали сделки с лжепредпринимателем.
Такое предписание обязательно должно содержать указание на соответствующее заключение и ссылки на первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции с лжепредпринимателем, совершенные в период, указанный в заключении, а также требования:
– исчислить в порядке, определенном Указом № 488, налоги (сборы, пошлины) по соответствующим хозяйственным операциям с субъектом, включенным в Реестр, и уплатить их в полном объеме;
– представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
– в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания информировать ДФР о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов.
Вариант 3: ждать проверку ДФР или налогового органа.
Такой ход событий возможен, если:
1) организация не согласится с полученным предписанием и в течение 20 рабочих дней со дня его получения направит в ОФР, его вынесший, возражения на предписание.
В случае поступления возражений, поданных с соблюдением порядка и срока, предписание считается утратившим силу;
2) организация не исполнит предписание в указанный срок.
При наличии этих обстоятельств ОФР вправе назначить и провести проверку организации либо направить заверенную гербовой печатью ДФР копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), совершившем сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки |*|.