В 2015 г. крупные плательщики должны будут вести книги покупок
С 2014 г. предусмотрена обязанность ведения книги покупок организациями, включенными в перечень крупных плательщиков в соответствии со ст. 641 Налогового кодекса РБ (далее – НК). При этом ее ведение осуществляется с 1 января года, следующего за годом утверждения такого перечня, т.е. с 1 января 2015 г. (часть четвертая п. 6 ст. 107 НК).
Справочно: напомним, что перечень крупных плательщиков МНС утверждает до 1 октября года, предшествующего году его введения в действие.
Перечень крупных плательщиков вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения, и не подлежит изменению в течение 2 календарных лет.
В перечень крупных плательщиков включаются белорусские организации, имеющие выручку (доходы) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, не менее 1 000 000 млн. бел. руб. и при соблюдении определенного условия (ст. 641 НК).
Разъяснен порядок определения процента удельного веса при распределении сумм НДС по основным средствам
В п. 7 ст. 107 НК внесены уточнения о том, что общую сумму оборота и процент удельного веса при определении сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам, облагаемым в различном порядке, следует рассчитывать, руководствуясь положениями части третьей п. 24 ст. 107 НК. Заметим, что данный порядок применялся и ранее.
Справочно: при определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эта сумма оборота делится на общую сумму оборота по реализации и умножается на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации. Процент удельного веса рассчитывается с точностью не менее 4 знаков после запятой. Суммой оборота признают сумму налоговой базы и НДС, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумму увеличения (уменьшения) налоговой базы. В общую сумму оборота не включают операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организациями (филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридических лиц Республики Беларусь), зарегистрированными в качестве плательщиков налогов иностранного государства. При определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, в сумму оборота включают операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Таможенного союза), если по таким операциям плательщиком не произведено исчисление НДС в бюджет Республики Беларусь. При определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, из суммы оборота исключают:
– налоговую базу и сумму НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь;
– операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, при условии, что эти товары приобретены на территории иностранного государства и при их реализации не произведено исчисление НДС в бюджет Республики Беларусь (часть третья п. 24 ст. 107 НК).
Изменения в п. 12 ст. 107 НК носят уточняющий характер
Положения п. 12 ст. 107 НК скорректированы с учетом положений Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Рассмотрим произошедшие изменения в таблице.
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС (п. 1 ст. 174 ТК ТС). Днем помещения товаров под таможенную процедуру считают день выпуска товара таможенным органом впорядке, установленном ТК ТС (ст. 204 ТК ТС). Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии Таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений – в информационные системы таможенного органа (п. 4 ст. 195 ТК ТС).
Таким образом, внесенные изменения носят уточняющий характер.
Установлены случаи запрета на вычет НДС для некоммерческих организаций
Объектом обложения НДС не признается, в частности, передача членам некоммерческих организаций товаров (работ, услуг), приобретенных (ввезенных) за счет паевых (членских) взносов (подп. 2.8 п. 2 ст. 93 НК). По этой причине с 2014 г. установлен запрет на принятие к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным (ввезенным) за счет паевых (членских) взносов и переданным членам некоммерческих организаций.
Новая норма НК выявила проблему
С 2014 г. не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, связанных с получением доходов (выручки) в части осуществления деятельности:
– лотерейной;
– по проведению электронных интерактивных игр;
– в сфере игорного бизнеса;
– по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
– по оказанию организациями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход, услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов (подп. 19.12 п. 19 ст. 107 НК).
Указанные плательщики применяют особые режимы налогообложения и уплачивают соответственно налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр и т.д. При этом с 2014 г. обороты по реализации лотерейных билетов (по приему лотерейных ставок) и обороты по приему ставок по электронным интерактивным играм не признаются объектом обложения НДС. При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь организаторы лотерей и электронных интерактивных игр уплачивают в бюджет суммы"ввозного" НДС в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 311, п. 1 ст. 315 НК).
До 2014 г. эти операции согласно подп. 1.33 п. 1 ст. 94 НК освобождались от НДС.
Вопрос требует решения! В НК отсутствует порядок распределения налоговых вычетов, которые относятся одновременно на указанные виды деятельности и на виды деятельности, облагаемые НДС. Например, не ясно, как организация, оказывающая услуги по ремонту автомобилей и реализующая запчасти для автомобилей, будет распределять НДС по основным средствам, относящийся одновременно к двум указанным операциям.
Комментарий эксперта
Организациям, имеющим такие операции, следует обращаться за соответствующими разъяснениями в налоговые органы РБ.
При раздельном учете вычетов необходима информация о суммах НДС, отражаемых в определенном порядке
В 2014 г. в часть пятую п. 24 ст. 107 НК внесены дополнения. В ней сказано, что определение налоговых вычетов методом раздельного учета предусматривает наличие в бухгалтерском учете (в учете доходов и расходов индивидуального предпринимателя, в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения)* и книге покупок, если ее ведение осуществляется плательщиком, информации о суммах НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятие к вычету которых, включение в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, либо отнесение которых на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав производятся в одинаковом порядке (часть пятая п. 24 ст. 107 НК).
__________________________
* Выделенное жирным шрифтом – дополнение в НК в 2014 г. (Прим. авт.).
Внесенные дополнения в часть пятую п. 24 ст. 107 НК приведены в соответствие со ст. 921 НК. Так, при осуществлении налоговых вычетов у плательщиков упрощенной системы и индивидуальных предпринимателей вычетам подлежат фактически уплаченные суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после отражения их в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (в учете доходов и расходов индивидуальных предпринимателей), если иное не предусмотрено ст. 921 НК (п. 3 ст. 921 НК).