Особенности профессии
Налоговый консультант (далее – консультант) |*| – это компетентный посредник между налогоплательщиками и налоговыми органами. Его профессиональная миссия состоит в защите интересов компаний и физических лиц в налоговой сфере.
Основные потребители услуг консультанта – представители малого и среднего бизнеса, некоммерческие организации, имеющие доходы, подлежащие налогообложению, некоторые категории физических лиц (наемные работники, арендодатели и др.).
К плюсам данной профессии можно отнести ее актуальность и перспективность, возможность профессионального роста. Это творческая работа, требующая постоянного повышения квалификации и компетентности. Консультанту необходимо следить не только за изменениями в законодательстве, но и за тенденциями в его применении.
Успешному решению профессиональных задач будут способствовать аналитический склад ума и широкий кругозор, умение четко излагать свои мысли, убеждать и отстаивать свою точку зрения, нацеленность на результат, дипломатические способности.
Бизнес-процесс налогового консультирования
Налоговое консультирование предполагает, как правило, совместную деятельность консультанта и клиента, направленную на достижение желательных для клиента результатов.
Обслуживание может осуществляться на территории заказчика либо на территории аутсорсинговой компании, в т.ч. с использованием удаленного доступа.
Бизнес-процесс состоит из следующих этапов:
1) анализ деятельности предприятия;
2) планирование действий;
3) непосредственное оказание услуг;
4) оформление результата оказанных услуг.
Консультант может оказывать такие услуги, как:
– налоговые консультации, в т.ч. экспрессконсультации и консультации с отсрочкой ответа, как письменные, так и устные;
– налоговые экспертизы – процедуры, направленные на проверку или исследование объектов (деклараций, хозяйственных операций и т.п.) по заданию клиента с целью установления налоговых последствий и возможной последующей налоговой оптимизации. Налоговая экспертиза может выявить проблемы, недочеты, возможности оптимизации налоговых платежей. Например, если экспертиза проводится на этапе заключения сделки, то она может существенно повлиять на порядок оформления сделки или ее цену.
Налоговая экспертиза может быть самостоятельным видом налоговых услуг или этапом для дальнейших разработок, например, оптимизации налогообложения;
– работа по актам налоговых проверок, которая состоит в оценке правильности действий налогового органа, правильности составления акта проверки и возможности его обжалования;
– составление документов, в т.ч. налоговых деклараций (расчетов), письменных запросов в налоговые органы и др.;
– ведение дел налогоплательщика, в т.ч. ведение и восстановление налогового учета;
– оптимизация налогообложения, т.е. построение легальных схем, по которым предприятие оптимизирует свои налоги, не вступая в противоречия с законом.
Можно выделить следующие основные способы налоговой оптимизации:
1) применение налоговых льгот;
2) выбор формы деятельности;
3) формирование грамотной учетной политики;
4) правильная организация сделок.
Договоры с клиентом
Клиенты обслуживаются только на основании договора в письменной форме, одним из основных пунктов которого является конфиденциальность.
Договор может быть заключен на разовую консультацию или на абонентское обслуживание. Абонентский договор заключается на определенный либо неопределенный период времени, в течение которого клиент вправе получать консультации лично и устно, по телефону, а также письменные разъяснения по поставленным в письменном виде вопросам.
Принципы профессионального поведения консультанта
Объективность и беспристрастность. Принцип объективности предполагает, что аналитика, советы, рекомендации, предоставляемые клиенту, максимально отражают реальное положение дел и что суждения консультанта строились с максимальной дистанцированностью от каких-либо личных интересов.
Конфиденциальность информации оговаривается в контракте на заключение консультационных услуг или в дополнительном соглашении о конфиденциальности.
Законность. Консультант должен четко представлять грань между консультацией в рамках закона и консультацией, выходящей за его рамки.
Доверительность отношений с клиентом. Установление доверия – это непрерывный процесс, в котором очень важны оправдание и поддержание ожиданий клиента.
Добросовестность консультанта складывается из обеспечения им полноты и качества предоставления услуг, его профессионализма. Консультант должен предложить заказчику максимально возможное количество вариантов решения, сопроводив каждое из них подробным описанием последствий принятия решения, обрисовать все плюсы и минусы каждого из решений.
Профессиональная компетентность – это совокупность технической компетенции консультанта, а также мотивов профессионального поведения и личностных свойств консультанта.
Преимущества налогового аутсорсинга
Данный инструмент призван улучшить условия ведения бизнеса и принести компании-заказчику следующие выгоды:
– сокращение и контроль издержек;
– разделение и передача аутсорсинговой компании рисков, связанных с исчислением и уплатой налогов;
– освобождение внутренних ресурсов компании для развития основной деятельности;
– снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса;
– сокращение влияния на бизнеспроцессы неуправляемых факторов, в частности текучести кадров;
– повышение инвестиционной привлекательности организации.