1. С 2019 г. в объект обложения НДС включены обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу) (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 115 НК-2019 [1]).
До 2019 г. объектом обложения НДС не признавалась передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, за исключением случаев реализации такой тары |*|.
Возвратной тарой является тара, стоимость которой не включается в цену реализации отгружаемых в ней товаров и которая подлежит возврату продавцу товаров на условиях и в сроки, установленные договором или законодательством.
Таким образом, при отгрузке с товарами их продавцом возвратной тары (при ее возврате покупателем этих товаров) у продавца и покупателя товаров возникает объект обложения НДС.
2. До 2019 г. объектами обложения НДС не признавалась безвозмездная передача имущества (работ, услуг) организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества (работ, услуг) для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства.
С 2019 г. объектом обложения НДС не признают безвозмездную передачу имущества только белорусским организациям, осуществляющим вышеуказанные виды хозяйственной деятельности (подп. 2.5.1 п. 2 ст. 115 НК-2019).
Справочно: белорусской организацией признают организацию, местом нахождения которой является Республика Беларусь (п. 1 ст. 15 НК-2019).
3. С 2019 г. объектом обложения НДС не признают безвозмездную передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права, бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (подп. 2.5.5 п. 2 ст. 115 НК-2019).
Таким образом, отгружая с 2019 г. в порядке безвозмездной (спонсорской) передачи |*| товары (работы, услуги), имущественные права бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, плательщику не нужно исчислять и уплачивать НДС в связи с отсутствием объекта налогообложения.
Справочно: бюджетная организация – организация, признаваемая таковой в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь (подп. 2.3 п. 2 ст. 13 НК-2019).
4. С 2019 г. не признают объектом обложения НДС передачу членам профсоюзной организации, являющимся работниками, состоящими в трудовых отношениях с нанимателем, товаров (выполнение работ, оказание услуг), приобретенных за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя в соответствии с коллективным договором (подп. 2.8.2 п. 2 ст. 115 НК-2019).
5. В НК-2019 введена норма, которая ранее применялась на практике, согласно которой не признают объектом обложения НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав белорусскими организациями (филиалами юридических лиц Республики Беларусь), зарегистрированными в качестве плательщиков за пределами Республики Беларусь, в части деятельности за пределами Республики Беларусь (подп. 2.10 п. 2 ст. 115 НК-2019).
Пример
Филиал белорусской организации реализует товары в России
Филиал белорусской организации, зарегистрированный в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, отгружает в порядке реализации на территории России товары, которые там же были приобретены.
Данный оборот по реализации этих товаров в Республике Беларусь не признают объектом обложения НДС. НДС исчисляется филиалом в соответствии с российским налоговым законодательством.
6. Указом № 154 [2] предусмотрено внедрение на финансовом рынке Республики Беларусь нового вида привлечения финансирования – секьюритизации, который будет осуществляться специальными финансовыми организациями (далее – СФО).
Согласно НК-2019 не признают объектом обложения НДС уступку СФО прав (требований) при секьюритизации (подп. 2.13.2 п. 2 ст. 115 НК-2019).
7. Из объектов обложения НДС с 2019 г. исключены обороты по реализации:
– предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства;
– имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Республики Беларусь несостоятельным (банкротом), в процедуре ликвидационного производства, включая передачу имущества кредиторам (подп. 2.30 п. 2 ст. 115 НК-2019).
8. Согласно Общей части НК-2019 предоставление имущества в аренду |*| и лизинг не признается услугой, если иное не установлено НК.
В связи с тем что такие операции являются объектом обложения НДС, в ст. 115 НК-2019 включены нормы, устанавливающие, что для целей НДС:
Осторожно!
С 29 октября 2018 г. увеличен штраф за неуплату или неполную уплату плательщиком суммы налога. Он предусмотрен на юридическое лицо в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.6 КоАП [3]).
1) сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг)) имущества по договору аренды (финансовой аренды (лизинга)), предусматривающему возврат объекта аренды (предмета лизинга) по завершении предусмотренного договором аренды (финансовой аренды (лизинга)) срока временного владения и пользования, является оборотом по реализации услуг (подп. 7.2 п. 7);
2) сдача имущества в аренду по договору аренды, предусматривающему выкуп объекта аренды, является оборотом по реализации:
– услуг в части арендных платежей;
– товара в части выкупной цены (подп. 7.3 п. 7);
3) передача имущества в финансовую аренду (лизинг) по договору (финансовой аренды (лизинга)), предусматривающему выкуп предмета лизинга, является оборотом по реализации:
– товара – в части контрактной стоимости предмета лизинга, по которой предмет лизинга передан. Контрактная стоимость предмета лизинга включает в т.ч. выкупную стоимость;
– услуг – в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга (подп. 7.4 п. 7).
9. В связи с тем что ранее действующие нормы Общей части НК-2018, устанавливающие порядок определения места реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 32 и 33), применялись преимущественно для целей расчета НДС, в новой редакции НК-2019 предусмотрен их перенос из Общей части в главу «Налог на добавленную стоимость» Особенной части (ст. 116 и 117 НК-2019 соответственно).
Одновременно уточнено, что во взаимной торговле работами (услугами) с государствами – членами ЕАЭС место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, в иных случаях – согласно положениям ст. 117 НК-2019 (п. 4 ст. 115 НК-2019).
Рекомендация. По вопросам определения места реализации в ЕАЭС пользуйтесь Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Статья 116 НК-2019, устанавливающая порядок определения места реализации товаров, дополнена нормами о порядке определения места реализации товаров по договорам комиссии, поручения.
В ст. 117 НК-2019, устанавливающей правила определения места реализации работ, услуг, имущественных прав:
– актуализированы наименования услуг, связанных с программным обеспечением, хостингом, базами данными;
– перечень электронных услуг |*| дополнен услугой по организации и (или) проведению азартных игр через Интернет.