Белорусская организация отгрузила товар на экспорт в Россию.
Каким образом контролировать уплату «ввозного» НДС контрагентом на территории Российской Федерации?
Использовать сервис по электронному информированию белорусских плательщиков, реализуемый налоговыми органами Республики Беларусь посредством АРМ «Таможенный союз».
Основанием подтверждения экспорта является наличие документов с отметкой налогового органа импортера.
Механизм администрирования косвенных налогов во взаимной торговле товарами в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) в условиях отсутствия таможенных формальностей заложен международным договором – Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол № 18).
Данный механизм включает в себя 3 направления:
1) подтверждение факта экспорта для целей применения нулевой ставки НДС и возврата из бюджета экспортеру сумм налоговых вычетов НДС;
2) подтверждение факта импорта, взимание НДС при импорте;
3) обмен сведениями о факте импорта (об уплаченных суммах НДС) между налоговыми органами государств – членов ЕАЭС.
В качестве связующего звена между тремя направлениями используется заявление |*| о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Справочно: форма и порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов установлены международным договором – Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее – Протокол по обмену).
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов – это документ, который должен составить импортер и передать экспортеру.
Порядок взаимодействия импортера с экспортером по передаче экземпляра заявления с отметкой или по передаче информации о подтверждении факта уплаты косвенных налогов определен п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющихся приложением 2 к Протоколу по обмену, в зависимости от выбранного импортером порядка документооборота (бумажного или электронного).
Если импортер представлял заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе, то 3 экземпляра подлежат возврату импортеру с отметкой налогового органа об уплате налогов в разд. 2 заявления. Импортер должен направить 2 экземпляра заявления с отметкой налогового органа налогоплательщику государства – члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары.
Если импортер представлял заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью импортера, то налоговый орган направляет импортеру в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты косвенных налогов, либо документ с мотивированным отказом. Импортер посылает на бумажном носителе или в электронном виде налогоплательщику государства – члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары, копии составленного им заявления и документа, полученного от налогового органа, подтверждающего факт уплаты косвенных налогов.
Важно! Копии полученных документов не являются основанием для подтверждения обоснованности применения экспортером нулевой ставки НДС.
Налоговый орган государства – члена ЕАЭС, на территорию которого был ввезен товар, должен по установленной форме (ст. 2 Протокола по обмену) направить в налоговый орган государства – члена ЕАЭС, с территории которого были вывезены товары, информацию о суммах косвенных налогов, уплаченных импортером в бюджет государства – члена ЕАЭС импортера, т.е. электронную версию заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Экспорт считается подтвержденным, если экспортер представил в налоговый орган следующие документы (подп. 1.3 п. 1 ст. 124 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК):
– либо бумажное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения или ином порядке исполнения налоговых обязательств). В налоговый орган государства – члена ЕАЭС экспортера приходит электронная версия заявления из налогового органа государства – члена ЕАЭС, где состоит на учете импортер, по установленной форме;
– либо перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 11 к форме налоговой декларации (расчета) по НДС, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2. В этот перечень необходимо включать реквизиты и сведения из тех заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, информация о которых поступила в МНС Республики Беларусь в электронном виде в форме, предусмотренной ст. 2 Протокола по обмену, от налогового органа государства – члена ЕАЭС, на чью территорию был импортирован товар.
Обратите внимание! Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа импортера подтверждает вывоз товара и является документом, подтверждающим у экспортера нулевую ставку НДС и соответственно право на возврат налоговых вычетов по НДС из бюджета. Отсутствие у экспортера заявления по истечении установленного срока (180 дней со дня отгрузки товара) означает неподтверждение факта экспорта и влечет обложение оборота по общеустановленной ставке НДС.
Предусмотренный механизм взаимоотношений построен на взаимном доверии между партнерами по внешнеэкономическому договору: экспортер не применит нулевую ставку НДС до тех пор, пока импортер не представит ему заявление.
Посредством АРМ «Таможенный союз» налоговые органы Республики Беларусь реализуют сервис по электронному информированию белорусских плательщиков – экспортеров, сообщивших свой электронный адрес, о получении электронных версий заявлений из Федеральной налоговой службы России, Налогового комитета Минфина Республики Казахстан и других налоговых служб государств – членов ЕАЭС (информация приходит на электронный адрес плательщика).
В рамках заключенных внешнеторговых договоров белорусская организация отгружает товары на экспорт в государства – члены ЕАЭС и другие иностранные государства.
В течение какого срока следует выставлять на Портал электронные счета-фактуры (ЭСЧФ): после истечения 180 дней с даты отгрузки или в момент отгрузки?
Порядок направления на Портал ЭСЧФ при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам иностранных государств определен подп. 8.3 п. 8 ст. 131 НК.
При вывозе товаров, облагаемых по ставке НДС в размере 0 %, направление плательщиком на Портал ЭСЧФ осуществляется применительно к срокам, определенным п. 5 ст. 123 НК, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за истечением отчетного периода, за который обороты по реализации отражены в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Таким образом, срок направления ЭСЧФ |*| на Портал привязан не к периоду отгрузки товаров, а к периоду, в котором оборот по реализации этих товаров отражен в налоговой декларации (расчете) по НДС.
* ЭСЧФ – порядок исправления ошибок и нарушений при налоговом контроле и самопроверке отчетности
Справочно: документальное подтверждение фактического вывоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов ЕАЭС производится в течение 180 календарных дней с даты отгрузки этих товаров. В налоговой декларации (расчете) по НДС обороты по реализации товаров отражаются применительно к указанному сроку в порядке, установленном подп. 5.1–5.4 п. 5 ст. 123 НК (п. 5 ст. 124 НК):
– при отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров, до представления налоговой декларации (расчета) по НДС за тот отчетный период, в котором не истек 180-дневный срок, обороты по реализации товаров не отражают в налоговой декларации (расчете) по НДС;
– при наличии документов, подтверждающих вывоз товаров, обороты по реализации товаров отражают в налоговой декларации (расчете) по НДС того отчетного периода, срок представления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того отчетного периода, в котором получено соответствующее документальное подтверждение;
– при отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров, до представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по НДС за тот отчетный период, в котором истек 180-дневный срок, обороты по реализации товаров отражаются без применения ставки НДС в размере 0 % в налоговой декларации (расчете) по налогу того отчетного периода, в котором истек 180-дневный срок;
– при получении документов, подтверждающих вывоз товаров, по истечении 180-дневного срока и после отражения оборотов по реализации в налоговой декларации (расчете) по НДС обороты по реализации товаров с применением ставки налога в размере 0 % отражают (с одновременным уменьшением ранее отраженных оборотов по этим товарам) в налоговой декларации (расчете) по НДС либо того отчетного периода, срок представления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того отчетного периода, в котором получено соответствующее документальное подтверждение. Настоящее положение не применяется по истечении более 3 лет со дня наступления срока уплаты НДС в связи с отсутствием документов, подтверждающих вывоз товаров.
Важно! При условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в порядке, установленном ст. 124 НК, применяется ставка НДС 0 % при реализации товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены ЕАЭС (подп. 1.2 п. 1 ст. 122 НК).