Ситуация. Запланированное строительство не начато
Производственная организация, заказчик строительства, понесла расходы на приобретение строительных материалов для строительства 2 объектов. Однако один из объектов не строится долгое время из-за отсутствия средств, и строительство прекращено. Организация несет расходы на хранение материалов на принадлежащем ей складе (амортизационные отчисления по складу, коммунальные услуги, заработная плата работников склада с отчислениями от нее и др.). Дальнейшая судьба данных строительных материалов неизвестна. Возможно, они будут использованы при строительстве какого-либо иного объекта либо при проведении ремонтных работ, а возможно – реализованы.
Можно ли данные затраты относить на стоимость материалов после прекращения строительства?
По мнению автора, нет.
Обоснуем этот вывод. Прежде всего обратимся к нормам Инструкции № 10*, которая определяет порядок формирования в бухгалтерском учете заказчика в строительной деятельности, застройщика в строительной деятельности стоимости объекта строительства при возведении, реставрации, реконструкции путем отражения затрат на возведение, реставрацию, реконструкцию в бухгалтерском учете организаций (за исключением банков, небанковских кредитнофинансовых организаций, бюджетных организаций).
_______________________
* Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 10).
Материалы, приобретенные заказчиком, застройщиком для строительства объекта, учитывают на счете 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет 07-3 "Строительные материалы") по фактической себестоимости (пп. 19, 20 Инструкции № 10). К фактическим затратам на приобретение материалов относятся:
– стоимость материалов по ценам приобретения;
– таможенные сборы и пошлины;
– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы;
– затраты на страхование;
– затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;
– транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.
Как видим, включение в фактическую себестоимость материалов затрат на их хранение после приобретения Инструкцией № 10 не предусмотрено.
Затраты заказчика, застройщика на хранение материалов и оборудования в организации учитывают на счете 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Затраты на хранение"). Затраты на хранение включают в стоимость строительных работ по каждому объекту учета, по каждому виду оборудования и отражают по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" (субсчет "Затраты на хранение") в сумме, исчисленной с учетом остатка на начало отчетного (расчетного) периода и поступления в отчетном (расчетном) периоде пропорционально стоимости материалов и оборудования, списанной в отчетном (расчетном) периоде на счет 08 "Вложения в долгосрочные активы" (п. 27 Инструкции № 10).
Объект учета (часть объекта строительства) – каждое отдельно строящееся здание, сооружение, инженерные сети и другие объекты, стоимость строительства которых выделена в составе сводного сметного расчета и на строительство которых составлена объектная смета, а также встроенные и пристроенные объекты (п. 2 Инструкции № 10).
В данном случае отсутствует объект учета.
По мнению автора, поскольку цель дальнейшего использования строительных материалов неизвестна, необходимо учитывать нормы п. 38 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133: не включаются в фактическую себестоимость материалов, а относятся на расходы того отчетного периода, в котором они были осуществлены, среди прочих затраты на содержание отделов снабжения и других служб организации с аналогичными функциями, а также на хранение материалов в организации.
Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (п. 32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).
В бухгалтерском учете организации указанные расходы на хранение следует отразить так: Д-т 90 (субсчет 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности" и др.) – К-т 02, 60, 69, 70 и др.
Применяемый порядок учета затрат в указанной в вопросе ситуации целесообразно закрепить в учетной политике.
Справочно: если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве РБ не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок организация разрабатывает самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных белорусским законодательством (п. 5 ст. 9 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности").
В дальнейшем порядок бухгалтерского учета строительных материалов может быть изменен, если организация определится с целью их использования.