Повышение нормы расхода топлива при эксплуатации автомобилей в зимних условиях
Порядок применения норм расхода топлива установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).
При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях норма расхода топлива повышается в пределах не более 10 % (подп. 10.1 п. 10 Инструкции № 141). Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и тому подобное), данное повышение не применяется.
Нередко организации ограничивают применение данного повышения периодом с 1 ноября по 31 марта, как это было предусмотрено утратившей силу с 1 марта 2009 г. Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств,машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 16.06.2005 № 28 (далее – Инструкция № 28), либо календарными месяцами зимы. Некоторые организации в качестве условия начала применения данного повышения отслеживают установившиеся отрицательные среднесуточные температуры в течение 5 дней подряд, что было предусмотрено соответствующими инструкциями, действовавшими еще до вступления в силу Инструкции № 28.
В данном случае следует учитывать нормы п. 3 Инструкции № 141, которым предусмотрено, что зимние условия эксплуатации – это эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха (ниже 0°C).
Таким образом, рассматриваемое повышение не связано с конкретным периодом времени и не требует отслеживания установившихся отрицательных среднесуточных температур в течение 5 дней подряд. Достаточное условие применения рассматриваемого повышения – отрицательная температура окружающего воздуха (ниже 0°C).
Отрицательную температуру окружающего воздуха следует определять на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием (п. 8 Инструкции № 141). Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме, приведенной в приложении к Инструкции № 141:
При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливает руководитель организации или индивидуальный предприниматель.
Применение нескольких видов повышений норм расхода топлива
Многие организации применяют несколько видов повышений (понижений) норм расхода топлива.
При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива надо устанавливать с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).
Пример
Организация применяет 2 повышения:
– при эксплуатации автомобиля в городах с численностью населения от 300 тыс. до 1 млн. человек – на 10 %;
– при эксплуатации автомобиля в зимних условиях эксплуатации – на 10 %.
Приведем расчет нормы расхода топлива (с учетом 2 повышений на 10 %):
норма расхода топлива = 10 л + 10 × 0,1 + 10 × 0,1 = 12 л.
Обращаем внимание, что в отдельных организациях расчет нормы расхода топлива с учетом указанных повышений по автомобилю, линейная норма по которому составляет 10 л, производят следующим образом: 10 л × 1,1 × 1,1 = 12,1 л, что является неверным.
Нормы расхода топлива с 1 августа 2012 г.
Новые нормы расхода топлива в области транспортной деятельности установлены постановлением Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3 "Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" (далее – постановление № 3).
Организации должны руководствоваться нормами расхода топлива, утвержденными постановлением № 3 (приложение 1 к постановлению № 3), с 1 августа 2012 г.
Для ряда автомобилей нормы расходы топлива были снижены. Напомним организациям, что они могут применять повышения норм расхода топлива, предусмотренные Инструкцией № 141.
Например, повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации (п. 10 Инструкции № 141):
– механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации – не более 10 %. Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и тому подобное), данное повышение не применяется;
– автомобиля в городах с численностью населения:
от 100 до 300 тыс. человек – не более 5 %;
от 300 тыс. до 1 млн. человек – не более 10 %;
от 1 до 3 млн. человек – не более 15 %;
свыше 3 млн. человек – не более 25 %;
– автомобиля с частыми технологическими остановками (более чем 1 остановка на 1 км пробега) – не более 10 %;
– механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой "климат-контроль" или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, – не более 7 %;
– автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач (далее – АКПП), – не более 6 % (от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой передач). Если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, то данное повышение не применяется;
– нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега – не более 10 %;
– механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы – не более 8 %.
В Инструкции № 141 предусмотрены и иные случаи, когда нормы расхода топлива могут быть повышены.
Нормы расхода топлива автомобилей, работающих на 2 видах топлива
В целях экономии денежных средств многие организации переводят работу своих транспортных средств на работу на газе, эксплуатируя свои автомобили как на газе, так и на бензине (при отсутствии газа). При этом в большинстве случаев соответствующих норм расхода топлива постановление № 3 и ранее действовавшие документы для газа не содержат.
В этом случае для определения норм по газу организациям надо руководствоваться положениями п. 9 Инструкции № 141. Так, норма расхода топлива на механическое транспортное средство или машину, работающих на СУГ (сжиженный углеводородный газ) или СПГ (сжатый природный газ), при отсутствии установленной нормы расхода СУГ или СПГ принимается выше соответствующей нормы расхода бензина для соответствующей модели (модификации):
– СПГ – не более 5 %;
– СУГ – не более 25 %.
Нормы расхода бензина следует применять в соответствии с постановлением № 3.
При эксплуатации автомобиля, работающего на СПГ и СУГ, расход бензина на один запуск двигателя устанавливают от линейной нормы расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающего воздуха (п. 18 Инструкции № 141):
– свыше +5 °С – не более 1 % (для инжекторных двигателей);
– от +5 °С до –10 °С – не более 3 %;
– ниже −10 °С – не более 5 %.
Повышение норм расхода топлива по автомобилям с истекшим нормативным сроком службы
Как уже говорилось выше, повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы. Оно составляет не более 8 % (подп. 10.17 п. 10 Инструкции № 141).
Многие организации применяют данное повышение по полностью самортизированным автомобилям (после того как остаточная стоимость автомобиля становится равной нулю).
При применении этого повышения следует иметь в виду, что амортизация объектов основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, производится исходя из выбранного срока полезного использования (Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009№ 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)).
Срок полезного использования – ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств в процессе предпринимательской деятельности, который определяет при их приобретении каждый балансодержатель или собственник с соблюдением требований Инструкции № 37/18/6.
Срок полезного использования устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6.
Нижнюю и верхнюю границы диапазона срока полезного использования рассчитывают путем умножения нормативного срока службы на соответствующий коэффициент, указанный в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6. При этом нижняя граница диапазона не может быть менее 1 года.
Комиссия вправе принимать сроки полезного использования объектов основных средств равными по величине нормативным срокам службы соответствующих объектов.
Нормативный срок службы основных средств с 1 января 2012 г. организации определяют, руководствуясь постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161"Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161) в зависимости от видов основных средств в соответствии с их классификацией (до 1 января 2012 г. действовали Временный республиканский классификатор основных средств и нормативные сроки их службы, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186).
При применении повышения нормы расхода топлива по подп. 10.17 п. 10 Инструкции № 141 следует учитывать, что 100%-я амортизация основного средства не всегда означает истечение нормативного срока службы. В ситуации, когда срок полезного использования принят меньшим, чем нормативный срок службы, на момент прекращения начисления амортизации нормативный срок службы не истекает. А применить повышение нормырасхода топлива согласно подп. 10.17 п. 10 Инструкции № 141 можно только по автомобилю, у которого истек нормативный срок службы.
В то же время срок полезного использования в установленном порядке может быть принят и больший, чем нормативный срок службы. Соответственно амортизационные отчисления в порядке, предусмотренном Инструкцией № 37/18/6, организации будут исчислять определенное время и после истечения нормативного срока службы. В этом случае независимо от того, истек или нет срок полезного использования, организация может применить повышение нормы расхода топлива по подп. 10.17 п. 10 Инструкции № 141, если по автомобилю истек нормативный срок службы.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ
Постановлением Минфина РБ от 26.11.2010 № 138 утверждены:
– Инструкция о порядке оформления транспортных документов (далее – Инструкция № 138);
– форма путевого листа (приложение 1 к Инструкции № 138; далее – путевой лист № 138).
Путевой лист № 138 предназначен для накопления и систематизации информации о показателях работы автомобиля и водителей, для осуществления расчетов за перевозки и формирования статистической отчетности (п. 3 Инструкции № 138).
Постановлением Минтранса РБ от 29.03.2012 № 25 (далее – постановление № 25) утверждена Инструкция о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров (далее – Инструкция № 25), а также установлены формы:
– путевого листа легкового автомобиля (приложение 1 к постановлению № 25);
– путевого листа автомобиля-такси (приложение 2 к постановлению № 25);
– путевого листа автомобиля-такси индивидуального предпринимателя (приложение 3 к постановлению № 25);
– путевого листа автобуса (приложение 4 к постановлению № 25);
– путевого листа автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, индивидуального предпринимателя (приложение 5 к постановлению № 25).
У организаций возникают отдельные вопросы по применению путевых листов автомобилей. На некоторых из них мы остановимся ниже.
Обязательные реквизиты путевого листа
При выполнении автомобильной перевозки пассажиров путевой лист долженсодержать следующие сведения (п. 3 Инструкции № 25):
– период действия путевого листа;
– наименование автомобильного перевозчика (штамп (печать) перевозчика);
– марку и регистрационный знак автомобиля;
– данные о водителе;
– отметки о прохождении водителем медицинского осмотра;
– отметки о техническом состоянии автомобиля;
– данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля;
– данные о движении топливно-смазочных материалов;
– отметки водителя и уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля;
– иные отметки уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, оформляющих путевой лист.
Такие же сведения должен содержать путевой лист № 138 (п. 4 Инструкции № 138).
Отметка о прохождении медосмотра: особенности заполнения
В отдельных случаях оформление всех обязательных реквизитов путевого листа не представляется возможным. Например, не может быть проставлена отметка о прохождении водителем медицинского осмотра в путевом листе, в случаях, когда ее проставление не является обязательным.
В частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Минтрансом и Минсельхозпродом по согласованию с Минздравом (ст. 34 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении").
Такой порядок изложен в Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 29.10.2008 № 110 (далее – Инструкция № 110).
Инструкция № 110 определяет порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии) (далее – нелицензиаты), состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее – приборный контроль опьянения).
Приборный контроль опьянения проводят назначенные нелицензиатом работники с использованием приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, экспресс-пластин для диагностики наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ перед началом рабочей смены водителей. Его можно проводить во время и после окончания рабочей смены водителей (пп. 3, 5 Инструкции № 110).
На основании показаний приборов, экспресс-пластин, подтверждающих отсутствие у водителя состояния алкогольного опьянения или факта употребления наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в путевой лист вносят дату проведения приборного контроля опьянения и скрепляют ее личной подписью работника нелицензиата и штампом "Допущен к работе".
В случае если организация осуществляет деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), и проводит контроль состояния водителей механических транспортных средств в соответствии с Инструкцией № 110, отметку о прохождении водителем медицинского осмотра в путевом листе она не может проставить, поскольку водители медицинский осмотр не проходили.
В таких ситуациях необходимо учитывать нормы п. 4 Инструкции № 25 и п. 2 Инструкции № 138: реквизиты, по которым информация отсутствует или не ведется учет, можно не заполнять.
При проведении приборного контроля опьянения у организаций возникает вопрос: где в путевом листе следует указывать дату проведения приборного контроля опьянения, скрепленную личной подписью работника нелицензиата и штампом "Допущен к работе"?
В данном случае организации должны руководствоваться:
– п. 4 Инструкции № 25: в путевые листы допускается вносить дополнительную информацию (реквизиты), не предусмотренную этой Инструкцией, которая не должна препятствовать прочтению иных записей;
– п. 2 Инструкции № 138: в транспортные документы допускается вносить дополнительную информацию (реквизиты), не предусмотренную Инструкцией № 138.
Если используется 2 вида топлива
Выше рассмотрен вопрос применения норм расхода топлива при эксплуатации автомобилей на 2 видах топлива. У организаций возникает вопрос о заполнении путевого листа легкового автомобиля, формой которого не предусмотрены реквизиты для учета движения 2 видов топлива.
Необходимые реквизиты организации могут ввести самостоятельно на основании норм п. 4 Инструкции № 25, которыми предусмотрена возможность вводить дополнительные реквизиты в формы путевых листов, информация в которых не должна препятствовать прочтению иных записей.
В приложении 2 к постановлению № 25 есть реквизит "марка топлива", а в путевом листе № 138 есть реквизит "марка ГСМ".
Первичные документы для списания топлива
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБот 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (с изменениями и дополнениями; далее – Указ № 114)).
Первичные учетные документы должны содержать следующие сведения (подп. 1.4 п. 1 Указа № 114):
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Формы путевых листов, утвержденные постановлением № 25 и постановлением № 138, не содержат стоимостных показателей израсходованного топлива. Следовательно, они не могут являться первичными учетными документами для списания топлива на затраты.
У организаций возникает вопрос: на основании какого первичного учетного документа можно списывать стоимость израсходованного топлива?
Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов регулирует гл. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133.
Стоимость горюче-смазочных материалов, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, машин и механизмов, списывается в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 "Материалы", субсчет "Топливо в баках транспортных средств", в зависимости от направления их использования.
Основанием для списания горючесмазочных материалов на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточки учетарасхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимают к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ведущий оперативный учет горюче-смазочных материалов, делает соответствующую отметку. Данные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные подп. 1.4 п. 1 Указа № 114.
Исправления, вносимые в данные путевых листов
У организаций возникает вопрос: каким образом следует вносить исправления в данные путевых листов? Ведь они не являются первичными учетными документами, поскольку не содержат всех необходимых реквизитов, для признания их первичным учетным документом, а также не являются бланками строгой отчетности.
По мнению автора, так как первичные документы для списания топлива составляются на основании путевых листов, вносить исправления в данные путевых листов нужно, как в данные первичных учетных документов.
Напомним, что неправильные записи в первичных учетных документах исправляют путем их зачеркивания и надписи правильных. При этом текст прежней и новой записи должен быть читаем (ст. 9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (с изменениями и дополнениями)).