Скидка – условие сделки, определяющее размер уменьшения сформированной розничной цены товара на условиях, определяемых продавцом, с целью увеличения объемов продаж.
Скидка – снижение цены товаров, продукции общественного питания, предоставляемое продавцом покупателю (п. 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703; далее – Правила).
Следовательно, снижение отпускной цены поставщиком не является скидкой и не указывается в ценнике и в кассовом чеке, тем более не выделяется цветом, формой или другим способом.
Прежде чем установить скидку на реализуемые товары, продавцу нужно сформировать розничную цену, а затем снизить ее на определенный процент в зависимости от размера скидки.
В целях безусловного исполнения актов законодательства |*|, недопущения нарушения прав потребителей при предоставлении субъектами хозяйствования потребителям скидок со сформированных розничных цен при разработке Положения о предоставлении скидок (далее – Положение) необходимо учесть следующие моменты:
* Информация о свободном ценообразовании и регулировании цен на социально значимые товары и услуги доступна всем на портале GB.BY
1) предоставление потребителям скидок осуществляется на основании Положения, которое субъекты хозяйствования разрабатывают и утверждают самостоятельно. При этом требования по содержанию, процедуре, форме составления и утверждения названного Положения законодательством не установлены.
В Положении необходимо указать:
– виды скидок;
– конкретные размеры (уровень) скидок;
– условия предоставления каждого вида скидки;
– перечень товаров, услуг, на которые предоставляются скидки (при необходимости);
– работников субъекта хозяйствования, отвечающих за проведение этой работы;
2) субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю, предоставляют потребителям скидки со сформированной розничной цены;
3) условия предоставления скидок должны быть одинаковыми для всех.
Виды скидок
Потребителям могут устанавливаться следующие виды скидок:
– скидка от общей суммы покупки (услуги) товаров (как определенного, так и различного ассортимента; как отдельно по каждой покупке, так и с накоплением предыдущих покупок);
– скидка, предоставляемая в зависимости от количества приобретаемых товаров одного наименования (вида, группы, класса);
– скидка при оплате покупки (услуги) посредством банковских пластиковых карточек;
– скидка на товары (услуги), приобретаемые в определенные часы работы объекта либо дни, либо периоды.
Справочно: скидки могут предоставляться в утренние и (или) вечерние часы работы, в предпраздничные и праздничные дни и т.д. При этом в Положении определяется конкретный период (например, срок действия рекламной акции) предоставления скидки (например, с 8 до 10 ч и (или) с 20 до 23 ч; во время новогодних и рождественских праздников, к 23 февраля или к 8 Марта);
– скидка для определенных категорий граждан (инвалидам, пенсионерам, многодетным и малообеспеченным семьям, молодоженам, новоселам и т.п.);
– скидка в зависимости от сезонного спроса либо при приобретении товара вне сезона (накануне завершения соответствующего сезона, скидка на зимнюю или летнюю одежду и обувь, скидка на плодоовощную продукцию на осенних ярмарках, скидка на продукты питания на рождественских и предновогодних ярмарках);
– скидка на отдельные товары в период проведения акций;
– прочие виды скидок с розничных цен.
Для предоставления скидки |*| субъект хозяйствования осуществляет изготовление и бесплатную реализацию или распространение дисконтных карт. Владелец дисконтной карты имеет право на получение скидки на условиях, определяемых продавцом:
* Информация о том, что необходимо знать о регулировании цен на потребительские товары в Республике Беларусь, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
– в течение определенного периода времени;
– в зависимости от общей стоимости приобретенной покупки и др.
Необходимая информация о ценах…
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену товара (работ, услуг), которая доводится продавцом до сведения потребителей посредством ценников на товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника (п. 22 Правил).
Цена товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Цена товара указывается в белорусских рублях. Указание цены товара в белорусских рублях и иностранной валюте допускается в установленных законодательством случаях реализации товаров за иностранную валюту.
Если скидка предоставляется на определенное наименование товара, ценник на этот товар оформляется в установленном порядке. Продавец может указать на ценнике 2 значения цены – без скидки и с учетом скидки. При этом цена без скидки может быть перечеркнута, а на свободном месте указана цена с учетом скидки либо на ценнике или ином визуально доступном покупателю месте указывается размер скидки в процентном отношении либо в рублях.
…и о скидках
К сведению потребителей торговая организация размещает информацию о видах скидок и условиях их предоставления в торговом объекте (зале) на видном и доступном месте, в средствах массовой информации, на сайте, иным доступным способом, не противоречащим законодательству.
При проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров (распродажи товаров, выставки-продажи товаров, предоставление скидок с цены товаров, другие мероприятия), ценник на товары может выделяться цветом, формой или другим способом, за исключением товаров, в целях стимулирования продажи которых проведение рекламных и иных подобных мероприятий запрещено законодательными актами Республики Беларусь.
В зависимости от вида выкладки (представления) товара (в холодильном оборудовании, на стеллажах, паллетах, в холодильных витринах) могут использоваться ценники разной формы, вида и размера, при этом для каждого вида выкладки товаров рекомендуется использовать ценники одной формы, вида, размера и цвета.
Порядок выкладки товаров в торговом зале магазина законодательство Республики Беларусь не регулирует.
При предоставлении покупателям скидок в реестр розничных цен и (или) меню, прейскурант цен на услуги изменения не вносятся.
Что рекламировать нельзя
Организация и проведение рекламных мероприятий (в т.ч. рекламных акций) в целях стимулирования реализации пива, слабоалкогольных и алкогольных напитков запрещаются (п. 2 ст. 17, ст. 18 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»).
Наличие в рекламе, на ценниках на пиво, слабоалкогольные и алкогольные напитки информации о снижении стоимости, о размере скидки является рекламным мероприятием, которое направлено на стимулирование реализации вышеуказанных напитков и нормами названного закона запрещается.
В целях ограничения доступности таких напитков для населения необходимо размещать алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво на паллетах непосредственно в тех отделах (секциях), где осуществляется их продажа. Не допускается размещение таких товаров в акционных и прикассовых зонах. Запрещено использовать для таких товаров ценники такой же формы, вида и размера, как на другие товары, предлагаемые для продажи со скидками.
Не на все товары скидку можно применить
Изменение фиксированных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), а также реализация товаров (работ, услуг) ниже предельных минимальных отпускных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование |*| цен (тарифов), не допускается (пп. 10 и 13 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111).
* Информация об особенностях регулирования цен доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Оформим предоставленные скидки документально
Утверждение порядка предоставления скидок с розничных цен осуществляется в форме единого документа, например Положения или совокупности внутренних документов (приказов, решений, распоряжений и др.). Сроки действия утвержденного порядка, условия внесения в него изменений и дополнений, ассортимент товаров, при реализации которых применяются скидки, а также условия предоставления скидок розничные организации определяют самостоятельно с учетом складывающейся экономической ситуации и применяемой маркетинговой и учетной политики.
Приведем примерную форму Положения:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор магазина «Продукты»
Подпись Сергеев И.П.
04.01.2016
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке применения скидок со сформированных розничных цен
и снижения торговых надбавок
1. Общие положения
1.1. Положение регулирует размеры и порядок предоставления скидок покупателям на товары, реализуемые в магазине «Продукты».
1.2. Под скидкой понимается снижение розничной цены товара, произведенное в соответствии с условиями настоящего Положения.
1.3. Положение вводится с целью увеличения объемов товарооборота, ускорения оборачиваемости товаров, привлечения покупателей за счет снижения цен на отдельные группы товаров.
1.4. Данное Положение не распространяется на товары, обращенные в доход государства, на собственную продукцию общественного питания.
2. Условия, виды и размеры предоставления скидок
2.1. Предоставление покупателям скидок со сформированной розничной цены в магазине «Продукты» производится в соответствии с приказом директора или его первого заместителя.
2.2. В магазине «Продукты» установить следующие виды скидок:
– ежемесячные скидки в зависимости от покупательского спроса населения (на сложную бытовую технику: холодильники, морозильники, стиральные машины) – в размере 15 %;
– сезонные скидки (на зимнюю или летнюю одежду и обувь, на продукты питания на рождественских и предновогодних ярмарках) – в размере 10 %;
– скидки к школьному сезону (на школьную форму, канцелярские и школьно-письменные изделия, портфели, ранцы, рюкзаки) – в размере 10 %;
– скидки к праздничным датам (новогодним и рождественским праздникам, к 23 февраля или к 8 Марта) – в размере 10 %;
– скидки ко Дню пожилых людей – в размере 10 %;
– скидки многодетным семьям и малообеспеченным гражданам, инвалидам I и II групп по спискам отделов социального обеспечения – в размере 10 %;
– скидка в первый и последний час работы торгового предприятия на все товары – в размере 10 %;
– скидки при проведении совместных акций с производителями для активизации торговли при возмещении ими определенной части стоимости товара по договоренности сторон – в размере 20 %;
– скидки на товары, приобретаемые по пластиковой карточке «Карта гостя города Минска», – в размере 5 %;
– скидки предъявителю пластиковой карты магазина «Продукты» в секциях, участвующих в дисконтной программе:
«Золотая карта» – в размере 10 %;
«Серебряная карта» – в размере 5 %.
2.3. Снижение розничных цен за счет уменьшения размеров торговых надбавок и полной отмены торговых надбавок:
– на товары, не реализованные свыше 1 года, – за счет полной отмены торговой надбавки;
– на товары, не реализованные свыше 6 месяцев, – за счет снижения торговой надбавки на 50 %;
– на товары с истекающими сроками реализации за счет полной отмены торговой надбавки;
– при проведении сезонных акций и распродаж за счет снижения торговой надбавки на 50 %.
3. Ответственность за исполнение настоящего Положения
3.1. Предложения по установлению скидок в соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 Положения, а также об изменении и отмене скидок вносятся руководителями секций, отделов и специалистами коммерческой службы.
3.2. Отдел организации торговли обеспечивает информирование покупателей о предоставляемых скидках посредством доведения информации до покупателей через средства массовой информации, объявления по радио, рекламные буклеты, растяжки, информационные листки.
3.3. Специалистами, обеспечивающими программное обеспечение торгового предприятия, оперативно вносятся необходимые изменения в действующие компъютерные программы, позволяющие предоставлять скидки, при условии соблюдения требований бухгалтерского учета.
3.4. Контроль за документальным оформлением применяемых скидок в соответствии с действующим законодательством возложить на главного бухгалтера магазина «Продукты».
4. Особые условия
4.1. При расторжении договора купли-продажи между покупателем и продавцом на товары, приобретенные со скидкой, покупателю выплачивается стоимость товара, уменьшенная на сумму предоставленной скидки.
4.2. Настоящее Положение вступает в силу после его подписания, а проводимые акции – с момента издания приказа или распоряжения по предприятию.