Ситуация 1. Темп роста заработной платы превышает темп роста производительности труда
В организации с долей собственности государства в уставном фонде более 50 % в марте 2018 г. решается вопрос о повышении заработной платы работников. При этом не растет производительность труда (нарастающим итогом с начала года) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
На что обратят внимание проверяющие?
В государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0 (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников»; далее – постановление № 744).
В качестве показателей, определяющих уровень производительности труда, постановлением № 744 предусмотрены:
– выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника;
– добавленная стоимость на одного среднесписочного работника.
По согласованию с вышестоящим органом (организацией) организация:
– выбирает показатель определения производительности труда на календарный год;
– производит возможное изменение одного показателя на другой.
Справочно: непосредственно постановление № 744 не определяет механизм его реализации, поэтому оно применяется в соответствии с разъяснениями Минтруда и соцзащиты и Минэкономики Республики Беларусь от 12.08.2014 № 1-2-12/1773/26-11/6290 «Разъяснение о применении норм пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» и от 10.10.2014 № 1-2-12/2067П/26-11/8074 «Дополнение к Разъяснению о применении норм пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников», а также с учетом иных разъяснений, изданных Минтруда и соцзащиты и Минэкономики на основании п. 5 постановления № 744.
Советы эксперта
Для недопущения необоснованного завышения фонда оплаты труда необходимо постоянно отслеживать соотношение уровней роста производительности труда и заработной платы.
Экономически оправдано применение подходов, приведенных в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999 № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда». Это позволяет избежать «уравниловки» в оплате труда всех работников и установить зависимость уровня оплаты труда работника от его индивидуальных результатов.
Каковы возможные последствия несоблюдения установленных ограничений?
Превышение фонда оплаты труда по сравнению с размером, рассчитанным в соответствии с законодательством, может привести к следующим негативным последствиям:
– невозможности отнесения суммы превышения на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.
Справочно: при налогообложении прибыли не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК);
– уголовной ответственности должностных лиц организации, если в их деяниях правоохранительными органами будет обнаружен состав преступления. В частности, при определенных условиях такие деяния могут быть квалифицированы по ст. 424 Уголовного кодека Республики Беларусь (далее – УК) (злоупотребление властью или служебными полномочиями).
Ситуация 2. Незаконное пользование денежными средствами организации
В ходе инвентаризации счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» установлено, что после отражения бухгалтерской проводки по выплате заработной платы на данном счете образуется значительное дебетовое сальдо.
Что необходимо предпринять?
Сальдо по счету 70 отражает состояние расчетов по оплате труда на отчетную дату (кредитовое сальдо – задолженность организации перед работниками, дебетовое – задолженность работников перед организацией). После выплаты начисленной заработной платы за месяц в идеальной ситуации сальдо по указанному счету должно равняться нулю. Наличие незначительного дебетового либо кредитового сальдо может свидетельствовать о переходящих остатках, вызванных, например, округлениями сумм к выплате. Наличие дебетового сальдо в больших суммах свидетельствует, как правило, об ошибках в бухучете либо необоснованной выплате денежных средств работникам.
В этом случае необходимо сопоставить ежемесячные сводные данные аналитического учета о суммах, подлежащих выплате в счет заработной платы, со сведениями о суммах денежных средств, выданных работникам из кассы и перечисленных с расчетного счета организации в качестве заработной платы за соответствующий месяц.
Несовпадение указанных сумм, как правило, свидетельствует о наличии ошибок при выплате заработной платы (излишняя выплата). В случае выявления таких расхождений необходимо методом сплошной проверки проанализировать выплаченные суммы по каждому работнику.
В случае выявления выплат, не отраженных в лицевых счетах работников, необходимо установить, имелись ли основания для их выплаты. Среди наиболее вероятных причин можно выделить следующие:
– выдача работникам займов |*| и некорректное отражение их на счетах бухгалтерского учета;
– при определенных особенностях организации бухгалтерского учета (например, применение отдельной бухгалтерской программы для начисления заработной платы) – наличие технических ошибок при регистрации хозяйственных операций по начислению заработной платы в основной бухгалтерской программе;
– наличие ошибок либо злоупотреблений со стороны отдельных должностных лиц при составлении платежных документов (характерно для крупных организаций, где осложнен процесс контроля за содержанием платежных ведомостей, списков на перечисление денежных средств, прилагаемых к платежным поручениям, и т.д.).
* Информация о том, что будет, если организация не уплатила при выдаче займа подоходный налог
Каковы возможные последствия?
Ошибки методологического (некорректное отражение операций на счетах бухгалтерского учета) либо технического характера (неверное отражение начисленных сумм заработной платы) при их своевременном обнаружении и исправлении в соответствии с законодательством, как правило, не влекут применения какой-либо ответственности к организации, если они не привели к недоплате сумм налогов и иных обязательных платежей.
Ошибки, которые привели к незаконной выплате работникам денежных средств, сопряжены с материальной ответственностью допустивших их должностных лиц, а при наличии в их деяниях состава преступления – с уголовной ответственностью. Например, при наличии умысла деяния они могут быть квалифицированы по ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями).
Наличие дебетового сальдо по счету 70 может также свидетельствовать о выдаче работникам авансов в размерах, превышающих начисленную заработную плату. Такие авансы носят характер беспроцентных займов, а при их выдаче следует исчислить подоходный налог по правилам, предусмотренным частью третьей п. 10 ст. 175 Налогового кодекса Республики Беларусь. При выявлении таких фактов в ходе налоговой проверки подлежат доначислению суммы подоходного налога с применением соответствующих санкций.
В учете было отражено:
Д-т 70 – К-т 50, 51
– на сумму выданного (перечисленного) аванса.
Следует отразить:
Д-т 70 – К-т 50, 51
– методом «красное сторно» на сумму выданного (перечисленного) ранее аванса;
Д-т 73 – К-т 50, 51
– на сумму выданного займа;
Д-т 76 – К-т 68
– на сумму начисленного подоходного налога;
Д-т 90 – К-т 68
– начислены штрафы и пени за несвоевременную уплату налога в бюджет*.
Ситуация 3. Выплата заработной платы при наличии задолженности перед бюджетом и иными контрагентами
В организации на дату выплаты заработной платы имеются просроченная задолженность по НДС и обязательства по исполнению вступившего в законную силу определения о судебном приказе суда, рассматривавшего экономические дела, о взыскании задолженности за оказанные услуги.
На что следует обратить внимание?
Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь установлен Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее – Порядок расчетов № 359). При нормальной работе организации с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях расчеты осуществляются в очередности, предусмотренной п. 2 Порядка расчетов № 359.
Рассматриваемые платежи подлежат уплате в следующей очередности:
– платежи в бюджет (в частности, НДС) – в первоочередном порядке (абз. 2 подп. 2.2 п. 2 Порядка расчетов № 359);
– платежи по исполнительному документу суда – в первоочередном порядке платежей второй очереди (подп. 2.3 п. 2, абз. 2 подп. 2.6 п. 2 Порядка расчетов № 359);
– платежи в счет выплаты заработной платы:
вне очереди – в счет погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков (абз. 3 подп. 2.1 п. 2 Порядка расчетов № 359);
во вторую очередь – платежи по выплате заработной платы сверх указанных в предыдущем абзаце размерах (подп. 2.6 п. 2 Порядка расчетов № 359).
Справочно: определение суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений (часть четвертая ст. 220 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).
Таким образом, в случае недостаточности денежных средств на расчетных счетах организации для одновременного исполнения всех приведенных обязательств они подлежат удовлетворению в следующей последовательности:
1) заработная плата в пределах установленного минимума;
2) задолженность по НДС |*|;
3) задолженность по определению о судебном приказе;
4) оставшаяся задолженность по заработной плате.
* Информация об определении налоговой базы по НДС в 2018 г.
Для верного определения обслуживающим банком очередности исполнения платежных поручений в них (в соответствующем поле) следует корректно указывать код очередности платежа в соответствии с предписаниями Инструкции о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 63.
Какова ответственность за несоблюдение установленного порядка расчетов?
Административная ответственность за нарушение порядка расчетов предусмотрена ст. 12.19 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП). В частности, осуществление вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы |**|, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (далее – БВ), а на юридическое лицо – до 100 % от суммы такого превышения (ч. 2 ст. 12.19 КоАП).
** Информация о последствиях наличия задолженности по заработной плате
При этом нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ, а на юридическое лицо – до 100 БВ (п. 1 ст. 9.19 КоАП).
Важно! Осуществление платежей с несоблюдением установленной законодательством очередности по отношению к вступившему в законную силу судебному постановлению может быть квалифицировано как уклонение от погашения кредиторской задолженности, за которое в зависимости от размера причиненного ущерба предусмотрена административная либо уголовная ответственность согласно со ст. 11.18 КоАП и ст. 242 УК соответственно.