Применение иностранной организацией льгот и преференций, предусмотренных положениями международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения, возможно только на основании представляемого в налоговые органы Республики Беларусь документа, подтверждающего, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение (является налоговым резидентом) той страны, с которой заключено налоговое соглашение (так называемого сертификата/справки налогового резидентства).
Необходимость представления подтверждения резидентства плательщика в иностранном государстве вытекает из статьи международных соглашений об избежании двойного налогообложения «Лица, к которым применяется соглашение»: на применение положений такого соглашения могут претендовать только лица, являющиеся резидентами двух договаривающихся государств.
Статьей 151 «Специальные положения. Устранение двойного налогообложения» Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) установлено, что иностранная организация, претендующая на применение налогового соглашения, представляет по форме и в порядке, установленным Министерством по налогам и сборам (далее – МНС), подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения.
Перечень документов, необходимых для применения преференций, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, а также порядок их представления в налоговые органы Республики Беларусь определены в Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС от 24.12.2014 № 42 (далее – Инструкция).
В число таких документов входит и справка резидентства, представляемая иностранной организацией самостоятельно или через налогового агента в налоговые органы Республики Беларусь по месту постановки налогового агента на налоговый учет.
Справка резидентства представляется в оригинале. Исключение составляют копии, заверенные налоговыми органами, в которых находятся оригиналы данных документов. К указанной справке прилагаются ее копия и перевод на белорусский или русский язык, заверенные подписью должностного лица и печатью налогового агента (иностранной организации). Порядок заверения копий сертификатов налогового резидентства определен в пункте 2 Инструкции.
Представление подтверждения в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента является основанием для неудержания налога на доходы или удержания налога на доходы по пониженным ставкам. При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.
В настоящее время некоторые страны осуществляют выдачу своим резидентам, в целях применения действующих соглашений об избежания двойного налогообложения, документов, подтверждающих постоянное местонахождение (справок резидентства), в электронном виде.
Местными налоговыми органами Чехии сертификат налогового резидентства может выдаваться не только на бумажном носителе, но и передаваться в электронной форме с электронной подписью. Чешская почта осуществляет конвертирование такого документа с бумажного носителя в электронную форму.
Интернет-сервис www.czechpoint.cz/overovacidolozky, согласно разъяснениям Налоговой службы Чехии, предназначен для проверки подлинности электронной подписи.
Проверка на указанном сайте осуществляется путем введения в пустое поле номера, указанного под штрих-кодом в прилагаемом к сертификату документе, и нажатия на кнопку «Ověřit» («Проверить»).
В случае наличия документа в базе выдается соответствующее сообщение:
«Dokument vznikl provedením konverze dokumentů podle zákona č. 300/2008 Sb., o elektronických úkonech a autorizované konverzi dokumentů, v platném znění».
При нажатии на кнопку «Zobrazit oveřovací doložku» («Показать результаты проверки») указанный документ появляется на экране в электронном виде. Его текст должен совпадать с текстом документа на бумажном носителе.
Если документ не является подлинным, при введении номера штрих-кода и нажатия на кнопку «Ověřit» появляется сообщение:
«Dokument nevznikl provedením konverze dokumentů podle zákona č. 300/2008 Sb., o elektronických úkonech a autorizované konverzi dokumentů, v platném znění».
В таком случае принятие сертификата для целей применения налогового соглашения с Чехией невозможно.
Вместо выдачи справок на бумажном носителе с оригинальной подписью, Налоговая служба Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (HMRC) перешла к системе, при которой плательщикам по электронной почте направляется сертификат налогового резидентства с электронной подписью.
Данная система была введена для сокращения временных затрат и повышения качества оказываемых плательщикам услуг, но ни в коем случае не отменяет проведение налоговыми органами Великобритании проверки перед выдачей сертификата налогового резидентства.
В Великобритании отсутствует открытая база электронных сертификатов, однако в случае возникновения сомнений налоговые органы Великобритании оказывают содействие в подтверждении их подлинности в рамках процедуры информационного обмена между налоговыми органами двух стран.
Справки резидентства выдаются налоговыми органами Великобритании по состоянию на определенную дату. В этой связи они могут быть приняты на тот год, в котором они выданы.
В электронном виде выдается и справка резидентства Испании. Такой сертификат налогового резидентства, выдаваемый Налоговым агентством Испании, содержит код проверки безопасности, который позволяет подтвердить подлинность сертификата в Интернете на портале Налогового агентства www.agenciatributaria.gob.es.
В частности, с главной страницы сайта Налогового агентства Испании (в английской версии) необходимо пройти по разделам Document check using the secure verification code (CSV) – Document check using the secure verification code и в поле «Datos * Código Seguro de Verificación» ввести контрольный код, указанный на сертификате резидентства. В случае подлинности документа на экране отобразится электронная версия справки налогового резидентства, хранящаяся в базах данных налоговых органов Испании.
Налоговая администрация Франции уполномочена выдавать справки резидентства французским налогоплательщикам посредством интернет-портала www.impots.gouv.fr.
Специального сервиса для проверки их подлинности по штрих-коду или идентификационному номеру не предусмотрено. Как и в случае с Великобританией, подлинность сертификатов налогового резидентства может быть подтверждена в рамках процедуры обмена информацией.
Что касается Италии, то выдача сертификата налогового резидентства может осуществляться как на бумажном носителе (в этом случае он должен быть подписан руководителем местного налогового офиса и, как правило, содержать печать), так и в электронном виде. Если справка выдается с использованием процедуры, основанной на применении информационных технологий, необходимость проставления печати на ней отсутствует, так как такая справка содержится в архивах налоговой службы Италии.
На сайте Министерства финансов Объединенных Арабских Эмиратов резидентам доступна услуга заказа справки налогового резидентства через электронный портал www.mof.gov.ae. Для этого необходимо наличие у резидента ОАЭ зарегистрированного аккаунта.
Справка налогового резидентства выдается в электронном виде. На ней указан URL-адрес страницы в Интернете, на которой можно проверить подлинность сертификата путем введения идентификационного номера сертификата (Certificate ID).
Компетентные органы Соединенных Штатов Америки не подтверждают постоянное местопребывание своих резидентов с использованием форм заявлений других государств. Налоговое управление США выдает справки одного и того же образца (форма 6166) для всех стран, с которыми заключены соглашения. Как правило, страна, для которой предназначена справка, не указывается на документе.
В результате достигнутой в 2002 году договоренности между компетентными органами Республики Беларусь и Соединенными Штатами Америки был согласован текст справки по форме 6166, предназначенной для Республики Беларусь.
Данный вариант справки по форме 6166 представляет собой компьютерную копию письма на бланке Министерства финансов США с водяными знаками и содержит следующую информацию: наименование (фамилию) плательщика, его идентификационный номер, налоговый период. Справка подтверждает, что данное лицо является резидентом США в смысле Конвенции между СССР и США по вопросам налогообложения, которая в настоящее время применяется к Республике Беларусь, члену Содружества Независимых Государств. Указывается дата выдачи и помечается, что справка предназначена для Республики Беларусь. Форма 6166 не всегда проставляется на справке.
Подтверждение может запрашиваться плательщиком на текущий календарный года, а также на любой предыдущий период.
Декретом № 633 от 28.12.2011 Министра финансов Грузии установлены формы для целей применения преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (http://www.mof.ge/images/File/ormagi-dabegvra/Decree_N633.pdf, http://www.mof.ge/images/File/Decree%20N633%20-%20Forms.pdf).
Кроме того, Службой доходов Грузии создан сервис для проверки подлинности выданных сертификатов (www.rs.ge/residence), на котором они размещаются в электронном виде. При вводе идентификационного номер (ID) и штрих-кода (BARCODE), указанных в верхнем правом углу сертификата, электронная копия подлинного сертификата открывается в новом окне.
Сертификаты, которые имеются в базе Службы доходов Грузии и электронные копии которых открываются на сервисе www.rs.ge/residence при вводе номеров ID и BARCODE, могут приниматься для целей применения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Грузии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.
Налоговые органы Республики Беларусь принимают для целей применения международных налоговых соглашений сертификаты налогового резидентства, выданные иностранными налоговыми службами в электронном виде, при условии что их подлинность не вызывает сомнений.
Учитывая стремительное развитие информационных технологий и их внедрение во все сферы жизни, в том числе в сферу оказания государственных услуг, можно ожидать, что количество стран, выдающих сертификаты налогового резидентства в электронном виде, будет впоследствии увеличиваться.
Разъяснение опубликовано 16 марта 2017 г. на интернет-портале МНС Республики Беларусь (www.nalog.gov.by.)