В связи с поступлением соответствующих запросов в Министерство экономики Республики Беларусь* сообщаем следующее.
_________________________
* В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 "Вопросы Министерства экономики Республики Беларусь" осуществляет среди прочего регулирование и управление в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) и государственного контроля ценообразования.
1. Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 "О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)" среди прочих дополнительных случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника приведены:
приобретение товаров (работ, услуг), на которые государственными органами (организациями) устанавливаются фиксированные цены;
приобретение товаров (работ, услуг), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, с долей на этих рынках более 85 процентов.
2. Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).
Статьей 8 Закона Республики Беларусьот 10 мая 1999 г. "О ценообразовании" установлены способы регулирования цен, а именно путем установления:
фиксированных цен (тарифов);
предельных цен (тарифов);
предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
порядка определения и применения цен (тарифов);
декларирования цен (тарифов).
Решение о выборе способа регулирования находится в компетенции соответствующего государственного органа, реализуется в форме издания нормативного правового акта. Следовательно, заказчик с помощью поставщика (подрядчика, исполнителя) или самостоятельно для осуществления процедуры закупки из одного источника на основании пункта 1 Перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590, должен убедиться, что нормативным правовым актом на товары (работы, услуги), требуемые к приобретению, установлены на дату их приобретения фиксированные цены (конкретные значения в белорусских рублях), подлежащие исполнению при применении цен (тарифов), использовав указание и тексты соответствующих нормативных правовых актов в качестве обосновывающих закупку из одного источника документов.
Справочно сообщаем, что к таковым (среди прочих) товарам (работам, услугам) относятся:
услуги по сопровождению товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным и железнодорожным транспортом;
совершение нотариальных действий и оказываемых услуг правового и технического характера;
услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов; услуги (работы), оказываемые (выполняемые) ГАИ МВД (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь).
3. Министерство экономики Республики Беларусь в рамках реализации функций по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции* устанавливает факт наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках, а также в соответствии с постановлением № 967 организует формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее – Государственный реестр).
________________________
* Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002 г. № 229 "Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках Республики Беларусь", постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07 июля 2000 г. № 13 "Об утверждении Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках".
В соответствии с действующим антимонопольным законодательством факт доминирования хозяйствующего субъекта на товарных рынках устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает минимальные предельные значения:
для производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, – 30 % товарного рынка;
для производителей товаров производственно-технического назначения – 45 % товарного рынка (в новом Законе Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" – 35 % для всех товарных рынков).
Превышение указанных минимальных предельных величин доли рынка является основанием для включения хозяйствующего субъекта в Государственный реестр. Соответственно в Государственном реестре как республиканского, так и местного уровней состоят хозяйствующие субъекты доли которых на соответствующих товарных рынках превышают 30 % или 45 %.
При этом в большинстве случаев хозяйствующие субъекты включены в Государственный реестр не по одной, а по нескольким товарным позициям, доли по каждой из которых превышают 30 % или 45 %*. Информацией о хозяйствующих субъектах, превышающих 85 % доли товарного рынка, антимонопольный орган не располагает.
_________________________
* По состоянию на 15.01.2014 года в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, состоит 158 хозяйствующих субъектов по 186 товарным позициям.
Считаем, что в целях применения в отношении товаров (работ, услуг), производимых субъектом, занимающим доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, с долей на этих рынках более 85 % процедуры закупки из одного источника указанным субъектом хозяйствования должно быть сделано заявление о наличии на дату предложения товаров (работ, услуг) у него такой доли (более 85 %). При этом субъектом хозяйствования, включенным в Государственных реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, должны применяться подходы по определению доли рынка хозяйствующего субъекта на товарных рынках Республики Беларусь, изложенные в Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002 г. № 229, с акцентом на достижении (недостижении) доли более 85 % на товарных рынках.
4. Обращаем внимание, что приобретение по процедуре закупки из одного источника услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, а также иных товаров (работ, услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий*, не требует каких-либо обоснований со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).
_______________________
* Пункт 1 приложения к Закону Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)".
Заместитель Министра экономики А.Э. Кудасов