Достоверность и своевременность представления статотчетности – обязанность, а не право организаций
– приказов (распоряжений) нанимателя (о приеме на работу, об увольнении, о предоставлении трудового и социального отпусков, о дисциплинарном взыскании и др.);
– должностных инструкций;
– учредительных документов организации;
– табеля учета рабочего времени работников;
– ведомости по начислению заработной платы;
– листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности;
– гражданско-правовых договоров;
– регистров бухгалтерского учета;
– товарных, товарно-транспортных накладных;
– актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;
– справок о стоимости выполненных работ (этапов); актов о приеме-передаче основных средств;
– путевых листов;
– книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
– приемо-сдаточных актов;
– карточек складского учета и других первичных учетных документов.
Проверяющие проводят сравнительный анализ информации, указанной в статотчетности и документах организации. Расхождения – не в пользу плательщика;
2) сроки представления форм статотчетности.
Как правило, срок представления формы статотчетности содержится в самой форме. Например, отчет 1-мп (микро) за 2011 г. надо было представить 26 января 2012 г.;
3) порядок заполнения форм статотчетности.
Организации должны заполнять статотчетность, руководствуясь порядком, который изложен в указаниях по заполнению каждой формы статотчетности. При проверке специалисты КГК обязательно обратят внимание на его соблюдение;
4) наличие фактов непредставления статотчетности.
Как правило, перечень организаций, которые обязаны представить ту или иную отчетность, содержится как в форме, так и в указаниях по ее заполнению.
Например, отчет 1-мп (микро) за 2011 г. должны были представить:
– микроорганизации – коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
– коммерческие организации, созданные в отчетном году (за исключением созданных путем реорганизации).
Исключение составляли крестьянские (фермерские) хозяйства и банки (п. 1 Указаний № 288);
5) иные вопросы.
Справочно: в 2013 г. государственную статистику ведут:
– органы государственной статистики – по 115 (112 в 2012 г.) формам централизованной государственной статистической отчетности.
Из них по 46 (47 в 2012 г.) годовой периодичности (для отчета за 2012 г.) и периодичностью представления 1 раз в год, по 3 – полугодовой, по 22 – квартальной периодичности, по 32 (30 в 2012 г.) – месячной, по 12 (10 в 2012 г.) – иной периодичности представления и по 15 иным формам государственных статистических наблюдений в соответствии с перечнем форм централизованных государственныхстатистических наблюдений на 2013 г. согласно приложению 1 к приказу Белстата от 14.12.2012 № 303 (в 2012 г. – от 27.12.2011 № 275 "О ведении государственной статистики в 2012 году");
– уполномоченные государственные организации – по 127 (130 в 2012 г.) формам нецентрализованной государственной статистической отчетности.
Из них по 68 (69 в 2012 г.) годовой периодичности (для отчета за 2012 г.) и периодичностью представления 1 раз в год, по 12 – полугодовой периодичности, по 30 (29 в 2012 г.) – квартальной, по 13 (16 в 2012 г.) – месячной, по 4 – иной периодичности представления и по 1 (2 в 2012 г.) иной форме государственных статистических наблюдений в соответствии с перечнем форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений на 2013 г. согласно приложению 2 к вышеназванному приказу Белстата.
За нарушения порядка ведения статотчетности предусмотрены штрафы
Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности:
1) органам государственной статистики – влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин (БВ), если в этих деяниях нет состава преступления (ч. 1 ст. 23.18 КоАП).
Те же деяния, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 100 до 200 БВ (ч. 2 ст. 23.18 КоАП);
2) государственным органам (организациям), осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, – влекут наложение штрафа в размере от 20 до 80 БВ (ч. 3 ст. 23.18 КоАП).
Те же деяния, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 80 до 150 БВ (ч. 4 ст. 23.18 КоАП).
Проверьте полноту и достоверность сведений, содержащихся в формах статотчетности, представляемых органам государственной статистики
По результатам проверок в части соблюдения порядка заполнения и представления статотчетности за 2011–2012 гг. специалисты Комитета госконтроля установили, что наиболее часто нарушения допускались при оформлении следующих форм государственной статистической отчетности за 2011–2012 гг.:
– 1-мп (микро) "Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации", утвержденной постановлением Белстата от 01.11.2011 № 288 (срок действия – с 24 ноября 2011 г. до 28 ноября 2012 г.);
– 12-ф (прибыль) "Отчет о финансовых результатах", утвержденной постановлением Белстата от 29.10.2009 № 228 (далее – отчет 12-ф (прибыль); срок действия – с 22 января 2010 г. до 2 февраля 2012 г.);
– 1-мр (лом) "Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов", утвержденной постановлением Белстата от 01.07.2011 № 136 (далее – отчет 1-мр (лом); начал действовать с 25 июля 2011 г.);
– 6-ис (инвестиции) "Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал" и 4-ис (инвестиции) "Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал", утвержденных постановлением Белстата от 03.09.2009 № 141 (далее – отчет 6-ис (инвестиции), отчет 4-ис (инвестиции); срок действия – с 11 января 2010 г. до 10 января 2011 г.);
– 4-ф (инвест) "Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж", утвержденной постановлениями Белстата от 28.07.2010 № 123 и от 13.09.2011 № 251 (далее – отчет 4-ф (инвест); срок действия последнего постановления – с 11 января 2012 г. до 11 января 2013 г.);
– 1-торг (опт) "Отчет о деятельности организации оптовой торговли", утвержденной постановлением Белстата от 01.08.2011 № 210 (далее – отчет 1-торг (опт);
– 4-ф (затраты) "Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг), утвержденной постановлением Белстата от 12.07.2011 № 182 (далее – отчет 4-ф (затраты); срок действия – с 13 марта 2012 г. до 2 апреля 2013 г.);
– 12-вэс (услуги) "Отчет об экспорте и импорте услуг", утвержденной постановлением Белстата от 01.11.2011 № 294 (далее – отчет 12-вэс (услуги); срок действия – с 26 января 2012 г. до 28 января 2013 г.), и т.д.
Рассмотрим некоторые нарушения.
По результатам проверки ООО установлено, что в отдел статистики представлены недостоверные (искаженные) данные формы государственной статистической отчетности в форме отчета 1-мп (срок представления – 26 января 2012 г.).
В ходе проверки, проведенной специалистами КГК, были установлены следующие нарушения:
1) по стр. 75 "Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг" организация, ведущая бухгалтерский учет, отражает данные дебета субсчета бухгалтерского учета 90-2 "Себестоимость реализации" (подп. 57.2 п. 57 гл. 5 "Порядок заполнения раздела IV "Финансовые результаты" Указаний № 288).
Согласно данным Главной книги общества за 2011 г. по дебету субсчета бухгалтерского учета 90-2 "Себестоимость реализации" отражено 249 165 471 руб.
Вместе с тем обществом по стр. 75 "Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг" отчета 1-мп за 2011 г. отражено 236 млн. руб. вместо 249 млн. руб. (на 13 млн. руб. меньше);
2) по стр. 77 "Прибыль, убыток (−) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (строка 70 минус строки 73, 74, 75)" организация, ведущая бухгалтерский учет, отражает данные счета бухгалтерского учета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с дебетом или кредитом счета бухгалтерского учета 90 "Реализация" (абз. 3 п. 58 гл. 5 "Порядок заполнения раздела IV "Финансовые результаты" Указаний № 288).
Согласно данным Главной книги общества по дебету счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 90 отражено 60 631 516 руб., а по кредиту счета 99 в корреспонденции с дебетом счета 90 – 52 729 859 руб. То есть обществом за 2011 г. получен убыток от реализации в сумме 7 901 657 руб. (60 631 516 руб. – – 52 729 859 руб.).
Вместе с тем обществом по стр. 77 "Прибыль, убыток (−) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (строка 70 минус строки 73, 74, 75)" отчета 1-мп за 2011 г. была отражена прибыль в сумме 5 млн. руб. вместо убытка в сумме 8 млн. руб.;
3) по стр. 79 "Прибыль, убыток (−) от внереализационных доходов и расходов" организация, ведущая бухгалтерский учет, отражает данные о внереализационных доходах и расходах по счету 99 в корреспонденции с дебетом или кредитом счета бухгалтерского учета 92 "Внереализационные доходы и расходы" (абз. 3 п. 60 гл. 5 "Порядок заполнения раздела IV "Финансовые результаты" Указаний № 288).
Согласно данным Главной книги общества по дебету счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 92 отражено 244 100 руб., а по кредиту счета 99 в корреспонденции с дебетом счета 92 – 11 382 518 руб. То есть обществом за 2011 г. получена прибыль от внереализационных доходов и расходов в сумме 11 138 418 руб. (11 382 518 руб. – 244 100 руб.).
Вместе с тем обществом по стр. 79 "Прибыль, убыток (−) от внереализационных доходов и расходов" ничего не было отражено, а следовало отразить 11 млн. руб.;
4) организация, ведущая бухгалтерский учет, разд. V отчета 1-мп (микро) заполняет на основании данных по счетам бухгалтерского учета, отражающим расчеты с другими юридическими и (или) физическими лицами (счета бухгалтерского учета 45 "Товары отгруженные", 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68, 69, 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочимоперациям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").
По стр. 94 отражаются данные о состоянии расчетов с юридическими и (или) физическими лицами стран Европейского союза: Австрийской Республики, Королевства Бельгия, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республики Германия, Греческой Республики, Королевства Дания, Ирландии, Королевства Испания, Итальянской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Португальской Республики, Финляндской Республики, Французской Республики, Королевства Швеция, Венгерской Республики, Республики Кипр, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения, Словацкой Республики, Чешской Республики, Республики Болгария, Румынии, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики (п. 71 Указаний № 288). В дальнейшем при вступлении в Европейский союз других стран расчеты с ними необходимо отражать по данной строке.
Согласно данным Главной книги общества дебетовые остатки по счетам бухгалтерского учета 45, 46, 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, отражающим расчеты с другими юридическими и (или) физическими лицами по состоянию на 1 января 2012 г., составили 112 375 849 руб., кредитовые по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76 – 287 966 316 руб., в т.ч. по счету 62 кредиторская задолженность перед ООО "S" (Латвия) составила 70,6 млн. руб.
Вместе с тем обществом в отчете 1-мп:
– по стр. 93, 94 в гр. 3 ничего не отражено – следовало отразить 71 млн. руб.;
– по стр. 86: в гр. 1 отражено 3 млн. руб. – следовало отразить 112 млн. руб. (отклонение 108 млн. руб.), в гр. 3 отражено 2 млн. руб. – следовало отразить 217 млн. руб. (отклонение 215 млн. руб.);
– по стр. 85: в гр. 1 ничего не отражено – следовало отразить 112 млн. руб., в гр. 3 ничего не отражено – следовало отразить 288 млн. руб.
Таким образом, ООО нарушило нормы подп. 2.2 п. 2 ст. 12 Закона № 345-З, п. 57, абз. 3 п. 58, абз. 3 п. 60 гл. 5 "Порядок заполнения раздела IV "Финансовые результаты", части первой п. 65, пп. 67, 71 гл. 6 "Порядок заполнения раздела V "Состояние расчетов на 1 января года, следующего за отчетным" Указаний № 288.
При проверке полноты и достоверности сведений, содержащихся в отчете 1-мр (лом) за 2011 г., было установлено, что УП "М" представило 10 февраля 2012 г. в областное управление статистики искаженные (недостоверные) данные.
Отчет составляется на основании данных первичных учетных документов о движении лома и отходов черных и цветных металлов. Данная норма определена п. 3 Указаний по заполнению формы 1-мр (лом) (утверждены постановлением Белстата от 01.07.2011 № 136, далее – Указания № 136).
УП "М" нарушило нормы подп. 2.2 п. 2 ст. 12 Закона № 345-З, п. 3 Указаний № 136:
1) в гр. 2 "остаток на начало отчетного года" в стр. 1010 "алюминий", 1040 "свинец", 1070 "медь", 1080 "бронза", 1090 "латунь" и 1500 "всего сумма строк 1010, 1040, 1070, 1080, 1090" не были указаны остатки лома и отходов алюминия, свинца, меди, бронзы, латуни и всего остатков лома и отходов цветных металлов на начало 2011 г. (фактически по данным первичных учетных документов в остатках на начало 2011 г. на предприятии числилось 2 485,5 кг лома и отходов цветных металлов, в т.ч.: 127 кг алюминия, 587,5 кг свинца, 112 кг меди, 28 кг бронзы и 1 531 кг латуни);
2) в гр. 14 "остаток на конец отчетного года" в стр. 1010 "алюминий", 1040 "свинец", 1070 "медь", 1080 "бронза", 1090 "латунь" и 1500 "всего сумма строк 1010, 1040, 1070, 1080, 1090"не были указаны остатки лома и отхо-дов алюминия, свинца, меди, бронзы, латуни и всего остатков лома и отходов цветных металлов на конец 2011 г. (фактически по данным первичных учетных документов в остатках на конец 2011 г. на предприятии числилось 2 339,7 кг лома и отходов цветных металлов, в т.ч.: 285 кг алюминия, 438,1 кг свинца, 55,4 кг меди, 32 кг бронзы и 1 516,2 кг латуни);
3) в гр. 2 "остаток на начало отчетного года" в стр. 2010 "лом стальной" не были указаны остатки стального лома на начало 2011 г. (фактически по данным первичных учетных документов в остатках на начало 2011 г. на предприятии числилось 398,3 т стального лома);
4) в гр. 14 "остаток на конец отчетного года" в стр. 2010 "лом стальной" не были указаны остатки стального лома на конец 2011 г. (фактически по данным первичных учетных документов в остатках на конец 2011 г. на предприятии числилось 239,8 т стального лома).
Таким образом, на предприятии не был обеспечен должный контроль за составлением и представлением достоверных данных государственной статистической отчетности по форме 1-мр (лом).
В ходе выборочной проверки соблюдения законодательства, регулирующего порядок представления государственной статистической отчетности, установлено, что СООО "Б" в отчетах 4-ф (инвест) "Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж" за период с октября 2011 г. по июль 2012 г. представило в органы статистики недостоверные данные.
По каждому виду инвестирования и по каждой стране составляется отдельный отчет (п. 4 Указаний).
В реквизите "Сведения о респонденте" отчета в гр. 3 необходимо указать код страны в соответствии с перечнем стран мира, из которой поступили или в которую были направлены инвестиции (п. 5 Указаний).
В нарушение пп. 4 и 5 Указаний СООО "Б" в отчетах формы 4-ф (инвест) за январь – сентябрь и январь – декабрь 2011 г.; за январь – март и январь – июнь 2012 г. отразило информацию об инвестициях, полученных из Российской Федерации и от своего зарубежного участника, в одном отчете, указав в реквизите "Сведения о респонденте" в гр. 3 код Великобритании (826).
По договорам займа, заключенным СООО "Б" с ООО "П" (Российская Федерация), в период с 30 августа по 12 сентября 2011 г. на счет общества поступили заемные средства из России в сумме 3 000 000 рос. руб. и в период с 19 сентября по 31 октября 2011 г. – в сумме 5 740 000 рос. руб. соответственно. Итого по 2 договорам от российской фирмы обществом были получены займы в сумме 8 740 000 рос. руб.
Погашение займов с уплатой процентов по ним осуществлено:
– с 19 по 27 января 2012 г. на сумму 3 000 000 рос. руб. основного долга и 70 188,34 рос. руб. процентов;
– с 31 января по 24 февраля 2012 г. на сумму 5 740 000 рос. руб. основного долга и 122 985,83 рос. руб. процентов.
В бухгалтерском учете СООО "Б" поступление заемных средств было отражено по кредиту счета 66-22 "Расчеты по краткосрочным займам в валюте" и по стр. 170 "краткосрочные кредиты и займы" бухгалтерского баланса за 2011 г.; погашение займов и процентов по ним – по дебету счетов 66-22 и 66-21 "Расчеты по процентам по краткосрочным займам".
Информацию о полученных и погашенных займах из Российской Федерации общество должно было отразить в отдельных отчетах, указав в гр. 3 реквизита "Сведения о респонденте" код России (643). Таким образом, в указанных отчетах обществом были представлены недостоверные данные в части полученных и погашенных иностранных займов.
При проверке порядка заполнения предприятием отчета 1-торг (опт) "Отчет о деятельности организации оптовой торговли" за 2011 и 2010 гг. были установлены факты искажения информациии.
Теперь рассмотрим нарушения, которые допустило предприятие при заполнении отчета 1-торг (опт) за 2010 г.
Так, в гр. 1 стр. 0120 разд. II "структура оптового товарооборота по видам товаров" отчета предприятием были отражены данные по сумме, которые меньше данных по этой строке в гр. 2. Данные, отраженные по стр. 1220, 1330, 0930 в гр. 1 разд. II, меньше данных, отраженных по этим строкам в гр. 3. Это является нарушением подп. 2.2 п. 2 ст. 12 Закона № 345-З, п. 14 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-торг (опт) "Отчет о деятельности организации оптовой торговли", утвержденных постановлением Белстата от 01.09.2009 № 114.
Кроме того, установлено, что из отраженных в гр. 1 стр. 1220 данных об объеме продажи товаров отечественного производства и импортных товаров, проданных как на внутренний рынок, так и на экспорт, предприятием в гр. 2 этой строки не были отражены данные о продаже товаров отечественного производства. В то же время проверка установила, что предприятием осуществлялась реализация отечественной продукции данного вида товаров – тетрадей, произведенных в Республике Беларусь, которые были реализованы не на территории Республики Беларусь, а экспортированы в Российскую Федерацию. Вместе с тем предприятием в гр. 3 "продано на территории Республики Беларусь" по стр. 1220 разд. II указано число, равное (даже больше) данным гр. 1 стр. 1220. Данные стр. 1220гр. 3 разд. II завышены на 34,4 млн. руб. – на сумму проданного на экспорт товара. Таким образом, из суммы 3 706,6 млн. руб., отраженной в гр. 1 стр. 1220 разд. II "продано всего", в гр. 3 стр. 1220 разд. II "продано на территории Республики Беларусь" следовало указать сумму 3 672,2 млн. руб., а не 3 706,7 млн. руб.
Александр Денисевич, начальник управления правового обеспечения
От редакции: