При проведении закупок товаров (работ, услуг) организации должны руководствоваться определенными нормативными документами
Государственное регулирование в сфере закупок можно разделить на 2 основных направления: государственные закупки и закупки за счет собственных средств.
Общим для них является предмет – товары (работы, услуги), которые приобретаются для удовлетворения определенных потребностей. Различия же между ними строятся по субъектному составу, источнику финансирования закупок и в целом по правовому регулированию соответствующих отношений.
Государственные закупки
К государственной закупке относится приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств |*|*|.
** Комментарий к отдельным нормам новой редакции Закона о госзакупках
То есть основным критерием при отнесении осуществляемой закупки к государственной являются источники средств (ст. 1 Закона № 419-З [1]).
Помимо Закона № 419-З порядок проведения государственных закупок регулируется Указом № 590 [2].
Среди государственных закупок следует обратить особое внимание на государственные закупки в строительстве. Они осуществляются:
1) в порядке, определенном Положением № 88 [3];
2) с учетом требований Указа № 223 [4] (срок окончания его действия – 1 июля 2021 г.).
К таким закупкам относятся закупки работ, услуг при строительстве и товаров при строительстве (за исключением государственных закупок медицинских изделий, осуществляемых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках), которые проводятся при привлечении полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (п. 1 Указа № 223).
Действие п. 1 Указа № 223 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до 1 июля 2019 г. Процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2019 г.
От редакции
Указ № 223 действует с 1 июля 2019 г. До 1 января 2019 г. действовал Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». С 1 января до 1 июля 2019 г. при процедурах закупок при строительстве необходимо было руководствоваться нормами Закона № 419-З.
Таким образом, помимо источников средств критериями отнесения осуществляемой закупки к закупке в строительстве являются также вид закупаемых работ (услуг) и назначение товаров.
Справочно:
действие постановления № 229 [5] не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно приложению 1 к постановлению № 229, в т.ч. на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в т.ч. их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве.
Закупки за счет собственных средств
Республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки, за исключением государственных закупок товаров (работ, услуг), в соответствии с постановлением № 229, если иное не установлено законодательными актами.
То есть основным документом, регулирующим закупки за счет собственных средств, является постановление № 229, а критериями отнесения осуществляемой закупки к закупке за счет собственных средств – форма собственности организации, доля участия государства в уставном фонде и источники средств.
Если форма собственности организации, источники средств, вид и назначение товаров (работ, услуг) не подпадают под вышеназванные критерии, организация самостоятельно определяет порядок осуществления процедуры закупки.
От редакции
С 12 декабря 2019 г. постановление № 229 начнет действовать в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.09.2019 № 605. Внесенные новации не распространяются на закупки, если договоры заключены или процедуры закупок начаты до 12 декабря 2019 г.
Проверьте, правильно ли вы определили вид процедуры закупки
1. Если по приведенным выше критериям осуществляется государственная закупка, то необходимо ориентироваться на ст. 18 Закона № 419-З.
Ею определены следующие виды процедур государственных закупок:
– открытый конкурс (в т.ч. в виде 2-этапного конкурса и конкурса с ограниченным участием);
– закрытый конкурс;
– электронный аукцион;
– процедура запроса ценовых предложений;
– процедура закупки из одного источника;
– биржевые торги.
Электронный аукцион и закупка с применением биржевых торгов проводятся по перечням товаров (работ, услуг), приведенным в приложениях 2 и 6 к постановлению № 395 [6].
Процедура запроса ценовых |*| предложений применяется с учетом требований гл. 7 Закона № 419-З при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки (подп. 1.3 п. 1 постановления № 395):
Процедура закупки из одного источника проводится при осуществлении государственных закупок согласно приложению к Закону № 419-З.
Открытый конкурс применяется в случаях, не предусмотренных Законом № 419-З для применения вышеуказанных видов процедур государственных закупок (часть вторая п. 1 ст. 31 Закона № 419-З).
Закрытый конкурс применяется в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (п. 1 ст. 37 Закона № 419-З).
2. Если осуществляется закупка в строительстве, то необходимо установить источник его финансирования. Если с учетом этих критериев является обязательным применение Указа № 223, то необходимо применять следующие процедуры закупок:
Примечание. Случаи применения соответствующих процедур закупок в строительстве подробно изложены в Указе № 223.
3. Если осуществляется закупка за счет собственных средств организациями, указанными в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229 (с учетом исключений, предусмотренных в приложении 1 к постановлению № 229), необходимо ориентироваться на подп. 2.1 п. 2 постановления № 229.
Им предусмотрен примерный перечень процедур закупок, предлагаемых законодателем к применению при осуществлении закупок за счет собственных средств: конкурсы, электронные аукционы и другие виды конкурентных процедур закупок, а также процедура закупки из одного источника.
Конкретные виды таких процедур, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, организация определяет самостоятельно путем издания локального нормативного правового акта, именуемого «Порядок осуществления закупок за счет собственных средств». Данный документ должен соответствовать требованиям, содержащимся в подп. 2.2–2.16 п. 2 постановления № 229.
В иных случаях выбор вида процедуры закупок осуществляется в порядке, предусмотренном организацией самостоятельно.
Проверьте, правильно ли вы провели и оформили процедуры закупок
Для каждого вида процедуры закупки предусмотрена определенная последовательность действий, которая подлежит неукоснительному соблюдению.
Среди основных направлений, которым необходимо уделить особое внимание, можно выделить следующие:
1) проведение маркетинговых исследований конъюнктуры рынка и надлежащее их оформление (в частности, при формировании годового плана государственных закупок |*| и определении ориентировочной стоимости закупки, при осуществлении процедуры закупки из одного источника);
* Информацию о порядке размещения годового плана госзакупок на электронных торговых площадках
2) своевременное и надлежащее (в сроки и порядке, установленные законодательством и (или) локальными нормативными актами) размещение информации о закупках;
3) создание заказчиком (организатором) комиссии при организации и проведении открытых и закрытых конкурсов, подрядных торгов, торгов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, определение регламента ее работы и полномочий, соблюдение численного и персонального состава;
4) корректное описание предмета закупки с учетом соблюдения требований к данному описанию, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами (исходя из вида проводимой закупки);
5) определение критериев выбора победителя и порядка их применения;
6) своевременность заседания конкурсных комиссий, правильность принятия решений при оценке полноты предоставленных претендентами предложений;
7) правильность проведения оценки предложений претендентов.
При проверке правильности проведенной оценки предложений претендентов необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
– оценка должна проводиться с использованием критериев и способов их применения, предусмотренных конкурсной документацией;
– отсутствие арифметических ошибок при сравнении конкурсных предложений;
– недопущение фактов необоснованного отклонения предложений отдельных претендентов;
– правильность применения преференциальной поправки при оценке по критерию «цена предложения», когда ее применение предусмотрено конкурсной документацией в соответствии с законодательством.
Несоблюдение установленных требований может оказать влияние на ход закупки, а по таким видам, как открытый конкурс, торги, подрядные торги, – стать препятствием для участия отдельных претендентов в процедуре закупки и способствовать признанию их несостоявшимися. На практике не редки случаи, когда более сложные конкурентные процедуры закупок признаются несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества участников и проводятся более субъективные процедуры закупки (закупка из одного источника и переговоры).
Проверьте порядок заключения, изменения и исполнения договоров, составленных по результатам проведенных процедур выбора поставщика (исполнителя)
Договоры должны заключаться на условиях, соответствующих результатам проведенной процедуры закупки. В частности, порядок заключения и изменения условий договора при осуществлении государственной закупки, в т.ч. в строительстве, регламентирован законодательно – ст. 24, 25 Закона № 419-З и гл. 12 Положения № 88. При осуществлении закупок за счет собственных средств необходимо следовать порядку, закрепленному в локальном нормативном правовом акте организации (подп. 2.1 п. 2 постановления № 229).
Особое внимание целесообразно уделить установлению в договорах и изменению следующих условий:
– предмет договора;
– цена закупаемых товаров (работ, услуг);
– сроки и условия поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), осуществления оплаты за товары (работы, услуги).
На практике часто допускается несоблюдение условий заключенных договоров при их исполнении. В связи с этим необходимо осуществлять контроль за порядком их исполнения, обращая внимания на следующие направления:
– соблюдение сроков поставки товаров (оказания услуг, выполнения работ) со стороны поставщиков (исполнителей);
– соответствие количества, качества, комплектности и иных характеристик товаров (работ, услуг) условиям проведенной процедуры закупки и заключенного договора;
– порядок осуществления оплаты по договору (в целях недопущения необоснованного пользования денежными средствами организации) |*|.
* Особенности проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) в 2018 г. и новации 2019 г.