Управляющий – ИП: оптимизация налогов
На сегодняшний день схема управления юридическим лицом с привлечением индивидуального предпринимателя – управляющего является весьма распространенной. Как правило, использование подобной схемы обусловлено возможностью получить определенные налоговые выгоды.
Так, управляющим в большинстве случаев выступает учредитель компании, который таким образом перераспределяет налоговую нагрузку, получая вместо части прибыли компании в виде дивидендов доходы в виде вознаграждения управляющего. Управляющий как индивидуальный предприниматель использует упрощенную систему налогообложения |*| (УСН) без уплаты НДС. Доходы управляющего облагаются налогом при УСН по ставке 5 %. Таким образом, учредитель имеет возможность получать часть прибыли управляемой компании не как учредитель, а как управляющий, уплачивая с таких доходов налог при УСН по ставке 5 %. Если бы учредитель получал часть прибыли общества в порядке ее распределения, его доходы в виде дивидендов облагались бы подоходным налогом по ставке 12 %, что более чем в 2 раза превышает уровень налоговой нагрузки по сравнению с применением УСН.
|*| Особенности применения УСН в торговле и общественном питании в 2014 г. доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Выгодна такая схема не только непосредственно управляющему, но и самой компании, так как дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли, в то время как расходы на управление юридическим лицом относятся к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли.
Индивидуальные предприниматели и обязательные страховые взносы
Схема управления компанией с привлечением управляющего обладает определенными преимуществами не только в области налогообложения, но и в сфере уплаты обязательных страховых взносов.
Плательщики обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь перечислены в ст. 1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь" (далее – Закон). Ими, в частности, являются физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, среди которых поименованы индивидуальные предприниматели.
Повторим, что индивидуальные предприниматели отнесены к лицам, которые уплачивают взносы самостоятельно. Так, в п. 7 Положения* указано, что индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков в органах ФСЗН.
__________________________
* Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение).
Самое важное преимущество индивидуальных предпринимателей состоит в том, что сумму взносов, причитающуюся к уплате в бюджет фонда, они исчисляют из определяемого ими дохода за истекший год. При этом сумма взносов не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством.
Данный подход обусловлен тем, что предприниматель является не наемным работником, а субъектом малого предпринимательства, размер его дохода весьма часто существенно изменяется в больших пределах.
Предприниматели, одновременно работающие по найму, могут вообще не уплачивать страховые взносы, так как они уже являются участниками системы государственного социального страхования.
Несмотря на данные однозначные положения, недавно появились разъяснения (письмо ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ от 27.08.2014 № 08-07/2690; см.: "ГБ", 2014, № 39, с. 58–61) о том, что страховые взносы за предпринимателей все же должны уплачивать их контрагенты-организации.
В составе плательщиков страховых взносов произошли изменения в 2014 г.
В ст. 1 Закона теперь к работающим гражданам, выступающим плательщиками обязательных страховых взносов, отнесены не только граждане, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, но и физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя. Одновременно в п. 1-1 Положения определено, что юридические лица являются плательщиками в бюджет фонда за физических лиц, являющихся собственником имущества |*| (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя.
|*| Информация о том, может ли собственник имущества унитарного предприятия совершать сделки со своим унитарным предприятием, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При этом п. 7 Положения по-прежнему предусматривает, что индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков в органах ФСЗН. Из данного требования Положение не делает абсолютно никаких исключений.
Как видим, возникают противоречие и конкуренция между двумя нормами одного и то же нормативного правового акта, позволяющие говорить о неясности его предписаний. Налицо наличие в законодательстве двух противоречащих друг другу правил: одно говорит, что страховые взносы обязана уплачивать организация, второе – что их обязан платить предприниматель.
В данном случае следует напомнить, что проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное, и в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта (п. 15 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь").
По мнению автора, нормы Закона и Положения, предусматривающие, что юридические лица являются плательщиками в бюджет фонда за физических лиц, являющихся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя, говорят несколько об иных правоотношениях. В соответствии с данными правилами организация должна уплачивать страховые взносы в случае, когда ею управляет непосредственно собственник.
Так, п. 2 ст. 49 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) устанавливает, что в предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через собственника имущества (учредителей, участников). Данная норма явилась базой для закрепления нового подхода к управлению унитарным предприятием. Как видим, собственник имущества в соответствии с ГК имеет возможность непосредственно своими действиями (бездействием) вовлекать унитарное предприятие в гражданские правоотношения, если такая возможность предусмотрена законодательными актами.
Рассмотрим схему, когда управление юридическим лицом осуществляет стороннее лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Оно осуществляется на основании гражданско-правовой сделки, предметом которой является управление организацией, а вовсе не выполнение функций руководителя.
Функции руководителя и функции управляющего существенно различаются и складываются в рамках совершенно разных правоотношений. Нет никаких юридических оснований говорить о том, что управляющий выполняет функции руководителя организации. Он выполняет свои собственные обязательства по гражданско-правовой сделке, а не функции руководителя.
Сравнивать функции управляющего и руководителя с юридической точки зрения неверно, так как они являются предметами совершенно разных правоотношений и сделок, существенно различаются права и обязательства таких лиц, сами лица несут совершенно разную ответственность и т.д.
Наконец, нет никаких оснований взимать страховые взносы в каком-то особом порядке и повышенном размере в отношении предпринимательской деятельности управляющего и с точки зрения основных принципов социального страхования.
Так, нельзя не признать, что деятельность индивидуального предпринимателя – управляющего ничем не отличается от предпринимательской деятельности любых иных предпринимателей. Она не носит какого-то особого характера, не является более опасной и т.д. При этом очевидно, что предлагаемый подход взимания страховых взносов через управляемую компанию продиктован возможностью взимать страховые взносы в более высоком размере.
Основные принципы законодательства о социальном страховании не позволяют произвольно изменять размеры страховых тарифов и порядок исчисления базы в отношении отдельных категорий лиц без наличия на то соответствующих оснований.