С 3 апреля 2020 г. постановление № 184 вступило в силу, т.е. всем юридическим лицам всех форм собственности (и государственной, и частной), осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги, не следует допускать повышения цен (тарифов) выше 0,5 % ежемесячно (п. 2 постановления № 184).
Данное требование не распространяется на формирование размера арендной платы.
Внимание! Если цены были изменены до момента вступления в силу постановления № 184 (например, 31.03.2020), то именно эти цены будут браться за основу при проверке соблюдения уровня роста 0,5 % в месяц.
Можете ли вы продавать товар, увеличив тариф более чем на 0,5 %? Можете, но при одном условии: продажа по ценам выше установленного уровня роста возможна только через согласование с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь для рассмотрения предложений о повышения цен (тарифов).
Подайте заявление в Комиссию.
Срок рассмотрения вашего вопроса Комиссией составляет 2 рабочих дня (включает передачу документов МАРТ в Комиссию). Учитывайте также, что срок этот не такой короткий, потому что + до этого 2 рабочих дня на передачу материалов от соответствующего государственного органа в МАРТ + возможный запрос дополнительной информации со стороны государственных органов. Вы не получите ответ по почте, его опубликуют на сайте.
Так выглядит путь вашего заявления:
Подача комплекта документов организацией частной формы собственности
Что фиксируют организации розничной торговли
Для организаций розничной торговли цены фиксируются по состоянию на 01.04.2020. Это означает, что если в рознице (в магазине) по состоянию на 01.04.2020 представлен товар по определенной цене, то далее эта цена увеличиваться не может (независимо от закупочной цены и т.п.) (п. 3 постановления № 184).
Для организаций розничной торговли постановление № 184 не предусматривает возможности повышения цен даже на 0,5 % в месяц по сравнению с их уровнем на 01.04.2020.
Важно! Организации розничной торговли, скорее всего, не возьмут товар у оптовиков по новой цене, если:
1) товар присутствовал в рознице на 01.04.2020;
2) цена оптовика превышает цену в рознице на 01.04.2020 (иначе розница будет продавать себе в убыток).
Что с ответственностью?
Остается открытым вопрос о том, какие инструменты будут применяться на практике для обеспечения соблюдения норм постановления № 184 со стороны частного бизнеса. Например, будет ли расцениваться данное постановление как введение государственного ценового регулирования (возвращаясь к вопросу Указа № 72) и будет ли применяться ст. 12.4 «Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов)» КоАП [6]?
Несоблюдение ассортиментного перечня товаров, превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 01.04.2020, может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 12.17 КоАП, устанавливающей за нарушение правил торговли и оказания услуг населению штраф до 10 базовых величин.
Не исключаем, что в ближайшее время мы увидим совершенно новые инструменты.
Что мы должны знать о работе Комиссии
Решением Комиссии утвержден регламент ее работы. Регламентом определены перечень документов, вносимых для рассмотрения на заседаниях Комиссии, а также порядок и сроки их внесения.
Для удобства пользования приводим схему взаимодействия государственных органов и субъектов хозяйствования (опубликована: https://www.mart.gov.by/news/prices_commission_regulations).