Комментируемый закон (далее – Закон) вступил в силу 20 июня 2014 г.
Необходимость подготовки Закона обусловлена рядом причин. Прежде всего, это связано с унификацией законодательства и закрепления единых подходов к регулированию данной сферы в рамках Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Сегодня уже действует Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с нее драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденное решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134, в соответствии с которым в Беларуси унифицированы требования и порядок осуществления контроля при совершении внешнеэкономических операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Подготовлен и согласован проект Соглашения об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на Единой таможенной территории Таможенного союза (далее – проект Соглашения).
Важным является также необходимость систематизировать законодательство и сократить количество законодательных актов, регулирующих отношения в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Рассмотрим, что изменилось.
Сбор некоторых товаров, содержащих драгоценные металлы, можно будет осуществлять без наличия лицензии
В ст. 1 Закона закреплены основные термины и даны их определения с учетом унификации законодательства Таможенного союза, а также применения драгоценных металлов и драгоценных камней.
К драгоценным металлам, как и в прежней редакции Закона, отнесены золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий). Они могут находиться в любом состоянии, виде, в т.ч. в сырье, сплавах, полуфабрикатах, продукции, ювелирных и других бытовых изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Определение термина "лом и отходы драгоценных металлов" дано в соответствии с проектом Соглашения. К ним относят остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, ювелирных и других бытовых изделий, содержащие драгоценные металлы, которые образовались в процессе производства и (или) потребления, утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов.
Дополнение данного определения словами "используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов" является важным. Так, после вступления Закона в силу сбор некоторых товаров, которые содержат драгоценные металлы (например, бытовая техника), после утраты ими потребительских и (или) функциональных свойств можно будет осуществлять без наличия лицензии на деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Сфера применения Закона значительно расширена
Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Республике Беларусь, в т.ч. определяет цели, способы и особенности государственного регулирования деятельности не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане), правила совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями между ними. В соответствии с Законом граждане являются субъектами правоотношений в данной сфере деятельности.
Законом установлено, что драгоценные металлы и драгоценные камни могут находиться как в государственной собственности, так и в собственности юридических и физических лиц. Но, учитывая характер и специфику их использования, большое внимание уделено государственному регулированию и контролю в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Этот процесс осуществляется за счет следующих мер:
1) лицензирование деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Справочно: регулирование вопросов лицензирования, в т.ч. и с драгоценными металлами и драгоценными камнями, осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450, которое включает 11 составляющих видов работ и услуг. Основными из них являются изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оптовая либо розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, прием в залог изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, сбор и переработка лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, поступающих от юридических и физических лиц;
2) государственная монополия на опробование (определение или подтверждение пробы ювелирных и других бытовых изделий установленными методами) и клеймение государственным пробирным клеймом Республики Беларусь (нанесение оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и другие бытовые изделия);
3) государственный заказ на поставку драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РБ (далее – Госфонд) и контроль за его выполнением;
4) отнесение отдельных видов деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями к видам деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства;
5) установление отдельных ограничений и запретов на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Так, в ст. 20 Закона установлено, что аффинаж драгоценных металлов, рекуперацию драгоценных камней, скупку драгоценных металлов и драгоценных камней у граждан в изделиях и ломе осуществляют только юридические лица, имеющие право осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательными актами;
6) предоставление преимущественного права Минфину и Нацбанку на приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда. Последнее обусловлено тем, что в Беларуси отсутствуют месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней.
В Беларуси осуществляется государственное регулирование цен на драгоценные металлы и драгоценные камни. Их формирование, как и в других странах, происходит на основе стоимости драгоценных металлов по итогам их котировки на международной бирже драгоценных металлов в Лондоне. Цены, устанавливаемые в республике, максимально приближены к мировым рыночным ценам на драгоценные металлы.
В развитие этих подходов установлено, что стоимость передаваемого или реализуемого юридическими лицами имущества, содержащего драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, кроме имущества, передаваемого или реализуемого при осуществлении банковских операций, должна быть не ниже стоимости содержащихся в них драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, установленной в соответствии с законодательством (ст. 20 Закона).
Необходимо вести учет при проведении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями
По аналогии с нормами проекта Соглашения в Законе установлены специальные требования к учету и отчетности при проведении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Так, при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями субъекты хозяйствования обязаны вести учет драгоценных металлов: по наименованию, массе и содержанию драгоценного металла (пробе); драгоценных камней: по наименованию, массе, размерно-весовым и качественно-цветовым характеристикам (ст. 17 Закона).
Установлены полномочия органов государственного управления в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Установлены следующие полномочия:
– Президент определяет единую государственную политику в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями; утверждает Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее – Положение о Госфонде) и его прогнозные размеры;
– Совет Министров обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ежегодно формирует государственный заказ на поставку драгоценных металлов для государственных нужд, осуществляет иные полномочия;
– Нацбанк в пределах своей компетенции устанавливает порядок осуществления банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, проводит диагностику и оценку драгоценных камней, осуществляет иные полномочия;
– Минфин:
1) определяет порядок использования, хранения и учета драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора и переработки их лома и отходов;
2) выполняет функции государственного заказчика на поставку драгоценных металлов для государственных нужд и осуществляет контроль за выполнением государственного заказа;
3) осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
4) выполняет функции, установленные законодательством, в целях осуществления государственного пробирного надзора в Республике Беларусь;
5) регулирует цены на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с законодательными актами и устанавливает порядок их формирования;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами;
– МВД устанавливает порядок организации и осуществления охраны объектов, в которых находятся драгоценные металлы и драгоценные камни, оборудования этих объектов средствами и системами охраны и инженерно-техническими средствами защиты.
Кроме указанных полномочий органы государственного управления, в т.ч. Минкультуры, осуществляют полномочия в соответствии с Положением о Госфонде и иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Как и в настоящее время, координацию деятельности по производству драгоценных металлов, сбору и переработке лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней осуществляет Минфин.
За счет исключения дублирования норм Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 19.04.2006 № 260, значительно сокращена ст. 15 "Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь" Закона. Данная статья, а также статьи, устанавливающие полномочия Президента, Правительства, Нацбанка, государственных органов, дополнены отсылочными нормами на соответствующее законодательство.
Данная новация обусловлена тем, что Госфонд состоит из нескольких частей, предназначенных для обеспечения различных потребностей Республики Беларусь, которые формируются разными органами государственного управления. В целях повышения эффективности использования ценностей Госфонда порядок его формирования, размещения и хранения, а также полномочия государственных органов по управлению отдельными частями Госфонда требуют совершенствования путем внесения изменений и дополнений в Положение о Госфонде, после чего необходимо было внесение соответствующих дополнений и изменений в аналогичные нормы Закона в старой редакции.
Определены требования к сбору и обязательному учету лома и отходов драгоценных металлов и отходов драгоценных камней
В ст. 18 Закона прописаны особенности осуществления операций по покупке и продаже гражданам определенных видов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также операций по продаже монет из драгоценных металлов, находящихся в обращении и являющихся платежным средством Республики Беларусь.
В ст. 19 Закона установлены требования к сбору и обязательному учету лома и отходов драгоценных металлов и отходов драгоценных камней. Это важно, поскольку драгоценные металлы, полученные в результате переработки лома и отходов драгоценных металлов, собранных на территории Беларуси, являются основным источником пополнения Госфонда.
Так, собранные на собственном производстве лом и отходы драгоценных металлов, отходы драгоценных камней могут:
– перерабатываться (обрабатываться) самостоятельно собирающими их юридическими лицами для вторичного использования в собственном производстве;
– направляться на аффинаж (рекуперацию) в организации, имеющие право на такую деятельность;
– предлагаться для передачи или приобретения Минфину и Нацбанку в соответствии с Положением о Госфонде, а в случае их отказа – передаваться или реализовываться другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим право на такую деятельность, либо вывозиться из республики в соответствии с законодательством Таможенного союза и Беларуси.
Отметим, что аналогичные требования к сбору и обязательному учету лома и отходов драгоценных металлов и отходов драгоценных камней предусмотрены в проекте Соглашения.
Установлены ограничения и запреты на проведение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Для предотвращения вовлечения драгоценных металлов и драгоценных камней в незаконный оборот в ст. 20 Закона установлены некоторые ограничения и запреты на проведение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Так, не допускается:
– совершение сделок с необработанными драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены;
– осуществление операций по покупке у граждан и продаже гражданам самородков драгоценных металлов, государственных наград Республики Беларусь, СССР, БССР из драгоценных металлов и драгоценных камней, необработанных драгоценных камней в сыром (естественном) виде, драгоценных металлов и драгоценных камней в сырье, промышленной продукции, деталях и полуфабрикатах, а также по продаже гражданам лома и отходов драгоценных металлов, отходов драгоценных камней.
Продажа юридическими лицами гражданам по договору розничной купли-продажи драгоценных камней, не закрепленных в ювелирных и других бытовых изделиях, допускается только в ограненном виде в специальной упаковке, целостность которой не нарушена, при наличии сертификата (аттестата) на каждый камень.
В ст. 21 Закона определен исчерпывающий перечень допустимых сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями между гражданами. Заключение сделок между гражданами, находящимися в Республике Беларусь, если такие сделки не связаны с предпринимательской деятельностью, не допускается, кроме случаев их дарения, в т.ч. пожертвования; завещания и приобретения их по праву наследования; купли-продажи и обмена в целях коллекционирования и тезаврации (накопления) монет из драгоценных металлов; купли-продажи ювелирных и других бытовых изделий, имеющих оттиск государственного пробирного клейма Республики Беларусь либо оттиск государственного пробирного клейма СССР.
Данные ограничения действуют на практике и перенесены в Закон из актов законодательства различного уровня для соблюдения предписаний Гражданского кодекса РБ. В Законе они систематизированы и новых ограничений либо других ужесточений не предусмотрено.