Организация в рамках договора строительного подряда в ноябре – декабре 2017 г. выполняла работы по текущему ремонту складских помещений заказчика.
Необходимо ли было осуществлять технический надзор на объекте?
Требование об обязательном осуществлении технического надзора зависит от источника финансирования объекта.
Технический надзор на объектах текущего ремонта необходимо проводить в зависимости от источника их финансирования. Если источник финансирования – средства республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, то технический надзор необходим. Если источник финансирования – собственные средства заказчика, то решение об осуществлении технического надзора |*| принимает заказчик. Данные функции могут быть исполнены собственными силами заказчика.
* Дополнительная информация о выполнении функций технического надзора
Справочно: текущий ремонт объекта представляет собой совокупность работ, включая строительно-монтажные и пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в т.ч. с применением новых материалов и технологий.
Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за ходом ремонта и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании услуг с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика, в т.ч. для осуществления технического надзора.
Порядок осуществления технического надзора, включая выполнение работ по текущему ремонту, определен ст. 703–704 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст. 37 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»; Техническим кодексом установившейся практики «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения (далее – ТКП 45-1.03-162-2009 (02250)).
Внимание! Технический надзор могут осуществлять только аттестованные специалисты. Данная норма вытекает из п. 3.4 ТКП 45-1.03-162-2009 (02250), где предусмотрено, что функции инженера технического надзора могут выполнять специалисты с высшим образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, или специалисты со средним специальным образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, обладающие квалификационными требованиями и аттестованные в порядке, установленном Минстройархитектуры Республики Беларусь.
В каком порядке исчисляется стаж работы по специализации для целей аттестации специалиста в области строительства? Включаются ли в такой стаж периоды временной нетрудоспособности, трудовых и социальных отпусков, время работы по гражданско-правовому договору?
Стаж работы для аттестации подтверждается трудовой книжкой и иными документами о периодах деятельности.
Для целей аттестации специалистов в области строительства особенностей по исчислению стажа в законодательстве не предусмотрено. Стаж работы необходимо подтверждать трудовой книжкой, а при ее отсутствии – иными документами, содержащими сведения о периодах работы, либо справками об уплате обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
Справочно: Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (далее – Положение № 777). Основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка.
Если трудовая книжка отсутствует, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промышленных артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. Периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. подтверждаются справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем (п. 8 Положения № 777).
Будет ли требоваться разрешение органов госстройнадзора на производство строительно-монтажных работ после 26 февраля 2018 г. (даты вступления в силу Декрета № 7)?
Не будет.
На производство строительно-монтажных работ разрешение органов госстройнадзора после вступления в действие Декрета № 7 получать не следует.
При наличии положительного заключения по проектной документации (в случаях, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной, – при наличии утвержденной проектной документации на строительство объектов) достаточно будет направить в органы госстройнадзора уведомление о начале производства таких работ по объектам строительства.
Какие изменения произойдут в части разработки предпроектной (прединвестиционной) документации на объект строительства после вступления в силу Декрета № 7?
Не требуется наличие аттестата соответствия.
Для разработки предпроектной |*| (прединвестиционной) документации юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю не нужен будет аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2014 № 252 и постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25.
* Информация о процедурах разработки предпроектной документации в сфере строительства
Какие изменения произойдут в части сроков действия заключения органов государственной экспертизы по проектной документации на строительство объектов с 26 февраля 2018 г.?
Заключение утрачивает силу, если не начато строительство в течение 2 лет с момента его выдачи.
Заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу в том случае, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение 2 лет после его получения (подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).
Какие изменения необходимо учитывать в сфере закупок при строительстве объектов с 26 февраля 2018 г.?
Требования по закупкам отменены по объектам, строящимся без привлечения бюджетных средств.
В случае осуществления закупок при строительстве объектов без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) не применяются.