Ситуация 1
Установлен лимит использования топлива
В организации установлен месячный лимит расхода топлива на автомобиль работника, используемый в служебных целях.
Обязана ли организация в такой ситуации устанавливать норму расхода топлива на автомобиль?
При налогообложении прибыли учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм |*|, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК [1]).
В 2019 г. при отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимались:
– в пределах норм расхода топлива, установленных заводом-изготовителем;
– при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации.
Нормы, установленные руководителем организации, действовали до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не предусмотрено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.
С 1 января 2020 г. порядок определения стоимости израсходованного топлива, включаемого в учитываемые при налогообложении затраты, определен Указом № 503 [2].
Так, п. 6 Указа № 503 предусмотрено, что затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат.
Таким образом, в 2020 г. организации могут включать в учитываемые при налогообложении прибыли затраты стоимость израсходованного топлива механическими транспортными средствами исходя из норм:
– либо самостоятельно установленных руководителем организации;
– либо доведенных аккредитованной испытательной лабораторией (например, БелНИИТ «Транстехника»).
Справочно: согласно постановлению Минэкономики Республики Беларусь от 25.02.2000 № 30 «Об утверждении перечня материальных ресурсов, относящихся к топливно-энергетическим» дизельное топливо и бензины моторные относятся к топливно-энергетическим ресурсам.
Как видим, и в 2019 г., и в 2020 г. организация обязана устанавливать норму расхода топлива |*| на используемый в служебных целях автомобиль.
Справочно: порядок нормирования топлива регулируется Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.
Ситуация 2
Организация использует автомобиль работника в служебных целях
На основании каких документов бухгалтер имеет право включить в затраты стоимость топлива, использованного автомобилем работника в производственных целях?
В целях бухгалтерского учета основанием для списания горюче-смазочных материалов на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточки учета расхода топлива за отчетный период (п. 83 Инструкции № 133 [3]).
Заметим, что с 26 февраля 2018 г. путевые листы обязательными не являются (подп. 4.5 п. 4 Декрета № 7 [4]).
Однако для учета транспортной работы, списания топлива, а также обоснования использования автомобиля в производственных целях необходимо применять документ, который может быть утвержден организацией самостоятельно по удобной форме и с предусматривающим специфику организации порядком оформления. Организации могут и далее применять путевые листы, если это их устраивает.
В целях налогового учета затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Следовательно, для включения в затраты должно существовать документальное обоснование связи затрат с производством и (или) реализацией.
Важно! С 1 января 2019 г. компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер, относится к прочим нормируемым затратам (подп. 2.7 п. 2 ст. 171 НК). Их нормирование производится в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 171 НК.