Отмена платежного поручения
Клиент имеет право изменить или отменить выданные банку платежные инструкции до момента совершения банком фактических действий по их исполнению (совершения бухгалтерских проводок по соответствующим счетам; совершения банком иных действий, определенных законодательством Республики Беларусь) (ст. 235 Банковского кодекса Республики Беларусь; далее – БК).
Эту норму уточняет Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (далее – Инструкция № 66) |*|.
* Комментарий новаций, внесенных в постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 постановлением от 04.09.2015 № 53 (вступили в силу 17 сентября 2015 г.), доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Она указывает, что под фактическими действиями по исполнению платежных поручений, платежных требований понимаются, в частности:
– зачисление средств на корреспондентский счет "Лоро";
– направление платежного поручения в банк-корреспондент в целях исполнения платежного поручения плательщика.
Важно! После совершения указанных действий банк вправе не предпринимать каких-либо действий по изменению или отмене платежных инструкций.
Заявление на отзыв (изменение) платежной инструкции должно содержать дату, номер и сумму платежной инструкции, наименование и номер счета плательщика, наименование банка плательщика, наименование и номер счета бенефициара (взыскателя), наименование банка-получателя и другую необходимую информацию. Данное заявление представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах или в электронном виде плательщиком в банк-отправитель по платежным инструкциям, выданным плательщиком (п. 18 Инструкции № 66).
В случае получения извещения:
– об изменении платежного поручения до его фактического исполнения банкотправитель и банк-получатель исполняют платежное поручение с учетом его изменения;
– отзыве платежного поручения до его фактического исполнения банк-отправитель и банк-получатель не имеют права на осуществление платежа по этому платежному поручению. В данном случае банк-отправитель и банк-получатель обязаны также возвратить полученные денежные средства соответственно плательщику и банку-отправителю (ст. 249 БК).
Таким образом, если платежная инструкция не исполнена, банк по заявлению клиента обязан предпринять определенные меры, направленные на ее изменение или отмену.
Если же платежная инструкция исполнена, а плательщик просит ее отменить или изменить, то его заявление не носит для банка обязательного характера, а несет, скорее, информационную функцию: банк-отправитель вправе обратиться в банк-получатель, а тот, в свою очередь, к бенефициару с просьбой вернуть ошибочно перечисленные средства.
Отзыв платежного поручения, не исполненного банком, из картотеки
Как правило, отзыв платежной инструкции до ее исполнения возможен в тех случаях, когда платежная инструкция помещена в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Она может быть отозвана:
– в полной сумме или в сумме остатка к платежу;
– по заявлению плательщика, представленному в банк-отправитель (п. 88 Инструкции № 66).
Указанное заявление должно содержать дату, номер и сумму платежной инструкции, наименование и номер счета плательщика, наименование банка плательщика, наименование и номер счета бенефициара (взыскателя), наименование банка-получателя и другую необходимую информацию (п. 18 Инструкции № 66).
Отзыв платежного поручения, исполненного банком
Как мы уже отмечали ранее, после совершения фактических действий по исполнению платежных инструкций клиента банк вправе не предпринимать каких-либо действий по их изменению или отмене.
В случае невозможности отзыва (изменения) платежного поручения банк-отправитель должен проинформировать об этом плательщика.
Денежные средства, ошибочно зачисленные на счет бенефициара, подлежат возврату бенефициаром или в судебном порядке (п. 19 Инструкции № 66).
Иной порядок возврата ошибочно зачисленных денежных средств предусмотрен лишь для случаев технической ошибки банка.
Справочно: под технической ошибкой понимается ошибка, допущенная банком при осуществлении операции по банковскому переводу посредством технических средств, повлекшая ненадлежащее исполнение платежных инструкций клиента, банка-отправителя (ст. 250 БК).
При зачислении денежных средств на счет ненадлежащего бенефициара в результате технической ошибки банк-получатель вправе списать зачисленные денежные средства со счета и возвратить их банку-отправителю до осуществления иных расходных операций по этому счету, т.е. вне очереди.
Банк, допустивший техническую ошибку при осуществлении банковского перевода, в результате которой денежные средства зачислены на счет ненадлежащего бенефициара или в сумме, превышающей указанную в платежной инструкции, направляет в банк-получатель извещение о технической ошибке банка.
Банк-получатель в день получения извещения о технической ошибке банка бронирует на счете ненадлежащего бенефициара указанную сумму денежных средств и не позднее следующего банковского дня возвращает их до осуществления иных расходных операций по данному счету посредством платежного ордера.
Рассмотрим действия банка по возврату денежных средств:
1) в случае зачисления денежных средств в результате технической ошибки на счет ненадлежащего бенефициара, расходные операции по которому прекращены вследствие наложения ареста и (или) приостановления операций. Банк-получатель не позднее банковского дня, следующего за днем получения извещения о технической ошибке банка, обращается в органы (к должностным лицам), которыми в соответствии с законодательными актами принято постановление (определение) о наложении ареста (решение о приостановлении операций по счету), за разрешением на возврат денежных средств. Не позднее банковского дня, следующего за днем получения разрешений от всех органов (должностных лиц), принявших решение об ограничении совершения операций по счету, банк-получатель осуществляет возврат с указанного счета забронированной суммы денежных средств посредством платежного ордера. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств, необходимых для исполнения извещения о технической ошибке банка в полной сумме, его исполнение осуществляется по мере поступления денежных средств на счет бенефициара;
2) в случае получения отказа в возврате денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки, хотя бы одного из органов (должностных лиц), принявших решение об ограничении совершения операций по счету. Банк-получатель не позднее следующего банковского дня с момента поступления отказа аннулирует бронирование необходимой суммы денежных средств и осуществляет операции по счету ненадлежащего бенефициара в соответствии с законодательством, о чем в тот же банковский день информирует банк, допустивший техническую ошибку;
3) в иных случаях. Возврат средств возможен только на основании платежной инструкции |*| бенефициара (см. выше), т.е. лица, получившего денежные средства (п. 20 Инструкции № 66).
* Информация о случаях, когда банки не вправе принимать от клиентов к исполнению (на инкассо) расчетные и иные документы, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Рассмотрим на примере действия банка в случае, когда бенефициар отказался вернуть средства.
Пример. Начисление процентов при отказе бенефициара вернуть денежные средства
Организации-бенефициару банк ошибочно зачислил денежные средства. Бенефициар не согласился перечислить средства обратно.
Предусмотрены ли за это меры ответственности?
Предусмотрены.
На эту сумму будут начислены проценты в соответствии со ст. 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). Ведь со стороны бенефициара имеет место неосновательное обогащение – приобретение денежных средств за счет другого лица без установленных законодательством или сделкой оснований (п. 1 ст. 971 ГК).
Начисление процентов производится с учетом нормы, указанной в п. 23 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 "О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами".
Ею определено, что в тех случаях, когда денежные средства передаются приобретателю в безналичной форме (путем зачисления их на его банковский счет), следует исходить из того, что приобретатель должен узнать о необоснованном получении средств с момента зачисления их на счет. При представлении приобретателем доказательств, свидетельствующих о невозможности установления факта ошибочного зачисления по переданным ему данным, обязанность уплаты процентов возлагается на него с момента, когда он мог получить сведения об ошибочном получении средств.
Если бенефициар добровольно не уплатит указанные суммы (долг и проценты), банк вправе обратиться в экономический суд с исковым заявлением о взыскании соответствующей задолженности.