Перечень вопросов, подлежащих проверке
Контрольная деятельность Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Фонд) и его территориальных органов (областные и Минское городское управления Фонда, а также городские, районные и районные в городах отделы) осуществляется в соответствии с требованиями Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510). С 1 октября 2012 г. территориальные органы Фонда наделены правом осуществлять контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании (см. Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510).
Территориальные органы Фонда проводят проверки:
– правильности начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование (ППС) и иных платежей, своевременности их уплаты в полном объеме.
Д-т 20, 23, 25 и др. – К-т 69
– начислены взносы по обязательному социальному страхованию, взносы на ППС;
Д-т 70 – К-т 69
– произведены удержания взносов по обязательному социальному страхованию*;
_________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
– обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию (пособия: по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями); по беременности и родам; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение) и на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
– правильности заполнения и своевременности представления государственной статистической отчетности: 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", 4-платежи (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь";
– правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета (формы документов персонифицированного учета), в т.ч. для целей профессионального пенсионного страхования.
Причины проведения внеплановых проверок
Внеплановые проверки органы Фонда проводят по следующим основаниям (п. 5 и подп. 9.2 п. 9 Указа № 510):
– реорганизация проверяемого плательщика, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);
– поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
– получение доказательств по делу об административном правонарушении;
– проведение встречной проверки;
– заявление проверяемого плательщика.
Кроме того, органы Фонда осуществляют контрольные мероприятия в случаях, предусмотренных в п. 21 Указа № 510, таких как:
– ликвидация (прекращение деятельности) юридического лица и индивидуального предпринимателя;
– проведение мероприятий по выявлению у юридического лица или индивидуального предпринимателя их дебиторов, проводимых в целях взыскания задолженности по пеням, обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование, иным платежам в Фонд;
– проверки, проводимые по месту нахождения контролирующего органа на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого плательщика иных документов (камеральных проверок);
– проверки государственных органов, нотариальных контор;
– проверки, проводимые при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;
– мероприятия при рассмотрении обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, включая обращения, подлежащие рассмотрению с выездом на место, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проверок.
Методы и способы проведения проверок
При проведении проверок Фондом, его территориальными органами используется метод документальной проверки.
Проверки проводят путем изучения организационно-распорядительных и финансово-бухгалтерских документов плательщика о периодах работы, в т.ч. в особых условиях труда, и заработке (видах выплат) застрахованных лиц, документов по начислению и уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд, а также расходованию средств Фонда, правильности и достоверности данных персонифицированного учета, профессионального пенсионного страхования.
Документальные проверки могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Если в ходе выборочной проверки будут установлены нарушения законодательства, проверяющий может принять решение о проведении проверки сплошным способом в пределах проверяемого периода.
Проверку плательщика проводят за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Правонарушения и меры ответственности
Уполномоченным должностным лицам органов Фонда предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.19, 11.54, 11.61 и 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Это следует из норм п. 57 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) и постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 16.02.2007 № 24 "О предоставлении полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и утверждении формы протокола об административном правонарушении", с учетом последних изменений от 23.02.2010 № 23 (далее – постановление № 24).
Постановлением № 24 предоставлены полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП, следующим должностным лицам органов Фонда:
– управляющему Фондом и его заместителям;
– начальникам и их заместителям областных, Минского городского управлений Фонда;
– начальникам и их заместителям городских и районных, районных в городах отделов Фонда.
Остановимся более подробно на содержании указанных статей КоАП (см. табл. 1).
Нарушения, наиболее часто выявляемые органами Фонда при проведении проверок
Наиболее часто выявляемые при проверках, проводимых органами Фонда, нарушения представлены в табл. 2.
___________________________
* Пример составлен редакцией.
Продолжение табл. 2
К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ
В примере, приведенном в материале "Органы Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ проводят плановые и внеплановые проверки" (см. "ГБ", 2013, № 45,с. 30), исправительные записи должны быть следующими: