Проверьте, все ли правила розничной торговли соблюдает ваша организация
При проверке организаций, занимающихся розничной торговлей, специалисты органов Комитета госконтроля проверяют соблюдение Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 (далее – Правила).
Так, торговые организации должны:
1) соблюдать режим работы, определенный по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, в т.ч.:
– своевременно представить покупателю информацию в случае временного приостановления своей деятельности (для проведения ремонта, плановых санитарных дней и в других случаях);
– известить покупателей специальным объявлением о закрытии торгового объекта на ремонт (переоборудование) – не позднее чем за 5 дней до его закрытия;
– согласовать закрытие торгового объекта на ремонт (переоборудование) с местными исполнительными и распорядительными органами;
2) обслуживать покупателей в установленное время работы торгового объекта;
3) иметь ассортиментный перечень товаров, согласованный с местным исполнительным и распорядительным органом.
Ассортиментный перечень должен быть доведен (в доступной форме) торговой организацией до сведения покупателей;
4) соблюдать законодательство о защите прав потребителей и обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в технических нормативных правовых актах;
5) иметь книгу замечаний и предложений, книгу учета проверок, санитарный журнал (при торговле продовольственными товарами, осуществлении общественного питания), бракеражный журнал в случаях, установленных Минторгом, и иные документы, установленные законодательством.
Книга замечаний и предложений предъявляется по первому требованию покупателя. При этом запрещено требовать от покупателя предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения в книгу замечания и (или) предложения.
От редакции:
Порядок ведения книги замечаний и предложений и ее форма установлены постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285 "О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменения и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь".
Форма книги учета проверок и срок ее получения определены п. 1 и подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 № 510". Этим же постановлением утверждены Правила ведения книги учета проверок;
7) довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, для торговых объектов общественного питания – также их тип и наценочную категорию при ее наличии;
8) довести до сведения покупателя иным доступным способом, принятым в торговом обслуживании покупателей:
– информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), если вид деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, а также по требованию покупателя предоставить возможность ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии), оформленной в установленном порядке;
– если продавцом является организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, – также информацию об их месте нахождения.
– наименование товара;
– указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам);
– сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания – о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, – калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информироватьпокупателя), указание на то, что продукт питания является генетически модифицированным или в нем использованы генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случае и порядке, определяемых Правительством, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с обязательными требованиями нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами;
– цену и условия приобретения товаров;
– гарантийный срок, если он установлен, и т.д. (п. 15 Правил).
Нарушение вышеперечисленных правил торговли влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ч. 6 ст. 12.17 КоАП* (ч. 1 ст. 12.17 КоАП).
Пример 1
1 декабря 2012 г. специалисты КГК проверили торговый объект ООО. В ходе проверки было установлено, что общество не обеспечило в торговом объекте:
– наличие в постоянной продаже 72 наименований товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем товаров, согласованным с райисполкомом по месту нахождения магазина (льняных тканей, льняных штучных изделий, пододеяльников, бумаги туалетной, светоотражающих элементов, презервативов, сыра сычужного твердого, сыра плавленого, маргарина, майонеза, сахара, кофейных напитков, молочных консервов, крахмала, масла растительного, макаронных изделий, риса, крупы манной и т.д.);
– доведение до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) магазина, своего наименования (фирменного наименования), наименования торгового объекта и режима его работы.
В данном случае торговым объектом нарушены нормы:
1) части второй п. 5, части первой п. 11 Правил.
Ассортиментные перечни товаров для торгового объекта или осуществления развозной торговли, а также продукции собственного производства, товаров для торгового объекта общественного питания разрабатывает и утверждает продавец исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров, продукции собственного производства. Такие перечни включают часть ассортимента этих товаров, продукции, которые должны быть в продаже постоянно или в течение периода, предназначенного для их реализации;
2) части первой п. 11 Правил.
Продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель, то фамилию, собственное имя, отчество, наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования) и режим работы, для торговых объектов общественного питания – также их тип и наценочную категорию.
Пример 2
В июле 2013 г специалисты КГК проверили магазин. В ходе проверки были установлены следующие нарушения Правил.
В вывеске, расположенной на стене помещения магазина, был установлен режим работы: понедельник – воскресенье с 9:00 до 22:00, технические перерывы с 12:00 до 12:15, с 15:00 до 15:15, с 18:00 до 18:15, с 21:00 до 21:15. В то же время согласно утвержденному директором магазина и согласованному с управлением торговли горисполкома режиму работа магазина была определена следующим образом: понедельник – воскресенье с 9:00 до 22:00 без обеденного и технических перерывов. В результате магазином нарушены требования части первой п. 3 Правил.
Также в нарушение п. 10 Правил не были доведены до сведения покупателей в доступной форме Правила осуществления розничной торговли данным торговым объектом.
Кроме того, в нарушение частей первой, второй п. 5 Правил в магазине в продаже отсутствовали безалкогольные напитки, предусмотренные ассортиментным перечнем товаров для магазина.
Проверьте правильность формирования цен на товары, регулируемых законодательством
Порядок ценообразования определяет Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании" (далее – Закон). Из него следует, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливают Президент или по его поручению Совет Министров (абз. 3 ст. 7 Закона).
При установлении и применении цен организации обязаны выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством (абз. 2 ст. 13 Закона).
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 (далее – Перечень № 72 и Указ № 72).
Организации, торгующие товарами, включенными в Перечень № 72, обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов). Исключением являются:
– организации:
применяющие УСН и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей,применяющих упрощенную систему налогообложения;
применяющие фиксированные цены (тарифы), установленные в соответствии с законодательством;
при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа";
– крестьянские (фермерские) хозяйства.
Справочно: не являются правонарушениями:
– превышение юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;
– реализация товаров (работ, услуг) юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в Перечень № 72;
– реализация товаров (работ, услуг) юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов). Это не распространяется на организации, которые обязаны составлять такие экономические расчеты (см. выше) (подп. 2.3 п. 2 Указа № 72).
В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 (далее – Перечень социально значимых товаров № 495 и постановление № 495). Он включает 27 товарных позиций: хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 %; мясо (говядина, свинина); мясо кур и цыплят-бройлеров; яйцо куриное свежее; субпродукты говяжьи, свиные, куриные; фарши из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров; пельмени из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные; вареные колбасы, сосиски и сардельки; кровяные и ливерные колбасы, мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных; молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог; масло коровье сливочное без наполнителей; сыры из коровьего молока ферментные твердые и полутвердые со сроком созревания не более 40 дней и жирностью не выше 55 % (кроме выработанных с использованием пропионово-кислых бактерий и плесеней) и мягкие (без созревания, без вкусовых добавок и наполнителей) и т.д.
Для организаций торговли установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на социально значимые товары (приложение к постановлению Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200, далее – постановление № 200). Исключение – организации, указанные в гр. 4 таблицы этого приложения.
За нарушение норм вышеперечисленных документов предусмотрена административная ответственность по ст. 12.4 КоАП, а именно:
– нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 12.4 КоАП);
– нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 12.4 КоАП);
– реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 10 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (ч. 3 ст. 12.4 КоАП).
Пример 3
В 2012 г. была проверена розничная сеть ОАО "К". При проверке реестров розничных цен к ТТН проверяющими КГК было установлено, что акционерным обществом сформирована розничная цена с применением торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-изготовителя:
– на фарш мясной "Слуцкий" и "Куриный" – в размере 20 % и 21 % вместо установленной предельной надбавки в размере 18 %;
– на мясо цыплят-бройлеров 1-й категории, мясо цыплят-бройлеров (тушка, четвертинка, окорочок, голень, крыло) и мясо кур замороженное 2-й категории – в размере 21 % вместо установленной предельной в размере 20 %;
– на творог зерненный "Калi ласка" со сливками 4%-й жирности с наполнителем "Клубника" и "Киви-банан" – в размере 10 % вместо установленной предельной в размере 8 %;
– на масло подсолнечно-рапсовое "Rafini" и масло подсолнечное "Лето" – в размере 23 % и 20 % вместо установленной предельной в размере 15 %;
– на муку пшеничную высшего сорта – в размере соответственно 32 % и 21 % вместо установленной предельной в размере 20 %;
– на хлопья овсяные "Экстра" – в размере 33 % вместо установленной предельной в размере 24 %;
– на соль поваренную пищевую экстра "Полесье "Золотой зубр" – в размере 23 % вместо установленной предельной в размере 20 %;
– на кофе Якобс Монарх "Сила аромагии" – в размере 26,5 % вместо установленной предельной в размере 22 %.
Тем самым при формировании розничных цен на социально значимые товары были превышены на 1–12 % предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-изготовителей (импортеров).
К акционерному обществу были применены меры ответственности по ч. 2 ст. 12.4 КоАП.
В данном случае ОАО нарушило нормы абз. 3 ст. 13 Закона, пп. 3, 6, 10, 16, 21, 23, 25, 26 Перечня социально значимых товаров № 495, постановления № 200.
Пример 4
Специалисты КГК проверили 20 торговых объектов ООО, расположенных в г. Минске, Витебской, Могилевской, Гомельской, Гродненской, Брестской, Минской областях, в части соблюдения ими порядка формирования розничных цен на социально значимые товары.
При проверке товарных отчетов этих объектов было установлено, что обществом в январе – сентябре 2012 г. при определении розничной цены на социально значимые товары (тетради школьные объемом 24 листа) применялась торговая надбавка в размере 30 % вместо предельной максимальной торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей или ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики:
– в размере 20 % (определена абз. 5 п. 1 приложения 3 к решению Мингорисполкома от 16.06.2011 № 1745 "О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)");
– в размере 25 % (определена подп. 4.4 п. 4 приложения 2 к решению Витебского облисполкома от 26.12.2011 № 858 "О порядке регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)", п. 2 приложения 2 к решению Могилевского облисполкома от 14.06.2011 № 9-39 "О некоторых вопросах регулировании цен (тарифов) на территории Могилевской области", п. 1 приложения 2 к решению Гомельского облисполкома от 30.05.2011 № 627 "О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гомельского областного исполнительного комитета", подп. 2.4 п. 2 приложения 1 к решению Гродненского облисполкома от 30.01.2012 № 56 "О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)", подп. 6.1 п. 6 приложения 1 к решению Брестского облисполкома от 12.05.2012 № 450 "О регулировании цен на социально значимые товары", п. 2 приложения 2 к решению Минского облисполкома от 06.05.2011 № 582 "Об установлении предельных нормативов рентабельности и предельных торговых надбавок").
Завышение цены на единице товара составило: в первом случае от 150 руб. до 350 руб., во втором – от 70 руб. до 170 руб.
К организации применили меры ответственности по ч. 2 ст. 12.4 КоАП.
В данном случае ООО нарушило нормы Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111), и постановления № 495, которое утвердило перечни социально значимых товаров.
Отпускные цены на ввезенные в республику товары, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, импортеры устанавливают, исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством), с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (п. 5 Инструкции № 111).
В Перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом (утвержден постановлением № 495), включены товары для детей, в т.ч. тетради школьные.