8 (400). Организация (заказчик) заключила договор с подрядчиком на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту, финансируемому за счет различных источников, включая бюджетные средства. Стоимость выполненных работ за счет бюджетных средств оплачивается с расчетного счета Главного управления Минфина Республики Беларусь по области (далее – Главное управление).
Договором подряда предусмотрена ответственность подрядчика по устранению замечаний государственной экспертизы.
Подрядчик исполнил обязательства по договору. Однако Главное управление отказало в оплате стоимости выполненных проектно-изыскательских работ |*| по причине отсутствия положительного заключения экспертизы, подтверждающей надлежащее качество проектносметной документации.
* Дополнительная информация о порядке определения даты отражения доходов от реализации проектных работ
Возникли следующие вопросы:
8.1. Правомерны ли действия Главного управления в части отказа оплаты стоимости выполненных проектных и изыскательских работ?
Правомерны, если обязанность получения заключения государственной экспертизы по проектной документации возложена на подрядчика.
После завершения подрядчиком работ, предусмотренных в календарном плане, заказчику передаются результаты работ с представлением:
– накладной на передачу результатов работ;
– акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов);
– акта оказанных услуг
в количестве экземпляров, предусмотренных договором (п. 48 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297; далее – Правила № 297).
При оплате проектных работ за счет бюджетных средств территориальные органы государственного казначейства руководствуются нормами Правил № 297. Если договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ обязанность по получению заключения государственной экспертизы по проектной документации возложена на подрядчика, то заказчику следует передать проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу.
В этом случае органы государственного казначейства вправе отказать получателю бюджетных средств в окончательном расчете по причине отсутствия информации о получении положительного заключения государственной экспертизы.
Важно! Основанием для расчетов за результаты выполненных работ являются подписанные сторонами:
– акт оказанных услуг по форме, устанавливаемой подрядчиком, – при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации;
– акт сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов) по форме, устанавливаемой подрядчиком, – при разработке проектной документации и (или) выполнении изыскательских работ (п. 37 Правил № 297).
Заключение государственной экспертизы строительного проекта выдается в срок от 1 до 2 месяцев со дня получения всех документов (п. 3.8 Перечня административных процедур, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
Оплата стоимости работ по проведению экспертизы строительного проекта должна быть оформлена отдельным актом на основании договора между проектной организацией и предприятием, осуществляющим государственную экспертизу проекта.
При изменении договорной (контрактной) цены в связи с изменением натуральных и (или) стоимостных показателей объекта проектирования, послуживших основанием для ее формирования, расчеты за результаты работ по последнему этапу производятся на основании акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов), в котором указывается стоимость выполненных работ по последнему этапу в соответствии с исполнительной сметой и с учетом изменения договорной (контрактной) цены (п. 47 Правил № 297).
8.2. Несет ли заказчик ответственность за нарушение сроков оплаты выполненных проектных и изыскательских работ, если договором подряда предусмотрена оплата выполненных работ в течение 15 дней со дня подписания акта сдачи-приемки?
Не несет.
Заказчик не несет ответственности в случае несоблюдения сроков оплаты по не зависящим от него причинам.
Обоснуем данный вывод.
Платежи от имени получателей средств бюджета проводятся с единого казначейского счета в пределах поступающих доходов. Получатели бюджетных средств |*| не обладают информацией о сроках перечисления средств по платежным документам, представленным ими в органы казначейства.
* Информация о проведении государственной экспертизы за счет бюджетных средств
Справочно: кредитор не вправе требовать уплаты неустойки в случаях, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (п. 2 ст. 311 Гражданского кодекса Республики Беларусь).